Как рассказала Ольга Прончева из Московского физтеха в Долгопрудном, исследователи социума в настоящее время делают прогнозы для конкретного случая информационного взаимодействия, основываясь на анализе большого количества исходных данных, например, запросов интернет-пользователей. При этом они не занимаются построением универсальных математических моделей, которые необходимы, если нужно предсказывать исход информационного взаимодействия, передает РИА «Новости».
Математики, физики, вирусологи и эпидемиологи в последнее время стали активно интересоваться распространением информации и ее влиянием на поведение и политические предпочтения людей. Этот интерес подогревается взаимными обвинениями правительств разных стран в ведении пропаганды во время выборов, а также в кибератаках.
Российские ученые создали компьютерную программу, которая предсказывает то, как распространяется информация о различных событиях через «сарафанное радио». Работа опубликована в Mathematical Models and Computer Simulations.
Как отмечает Александр Петров из ИПМ РАН, изучать подобные процессы достаточно сложно по одной простой причине – человек редко ведет себя рационально в подобной обстановке и часто руководствуется не вполне логичными и «правильными» идеями, часто соглашаясь с известными ему политиками и пропагандистами в ущерб собственным интересам.
Отмечается, что сражения «информационной войны» носят молниеносный характер, когда все стороны идеологического конфликта начинают резко наращивать интенсивность пропаганды. Это происходит на фоне какого-то важного события, во время которого противникам необходимо убедить публику в том, что именно их интерпретация является истинной, а все остальное – «фейк-новостями».
Российские математики подготовили набор формул, описывающий поведение сторон и общества во время информвойны. Также ученые попытались понять, к каким последствиям приводит информационная война, экспериментируя в виртуальной среде и анализируя, как рекламировала свой продукт одна из IT-компаний, производившая компьютерные игры и постоянно боровшаяся с пиратами.
Расчеты и наблюдения показали, что приуроченные к тому или иному событию единичные акты пропаганды и информационные вбросы почти не влияют на жизнь общества и не действуют на него так, как хотелось бы участникам «идеологического конфликта». Носителей подобных «правильных» знаний, как отмечают исследователи, становилось больше на непродолжительное время, после чего количество падало почти до исходного уровня.
Как отмечает Александр Петров, длительная и постоянная «накачка» общества пропагандой одной из сторон также приводит к отрицательным эффектам из-за развития поляризации общества – представители разных течений перестают слушать друг друга, из-за чего пропаганда перестает работать, начиная действовать только на «своих».