Высокопоставленный представитель германского кабмина отметил, что правительство Германии не видит «никакого повода либо законных оснований» для выделения ЕК мандата на проведение переговоров с Россией по проекту газопровода, передает ТАСС.
Одобрение этого мандата Берлином означало бы, что Германия делегирует Еврокомиссии полномочия для переговоров с Россией с целью создания специальных юридических правил для газопровода «Северного потока-2». Поэтому то, что Германия не видит никакого повода предоставить ЕК такой мандат – положительное решение для России.
Однако получит ли в конечном счете такой мандат ЕК, зависит не от одной Германии. Польша, например, определенно выступит «за». В целом ЕК в начале июня запросила такой мандат по «Северному проекту-2» у всех стран-членов ЕС.
Зачем вообще потребовался такой мандат? Дело в том, что газопровод «Северный поток - 2» ровно как и «Северный поток» не проходит по наземной территории ЕС, поэтому ЕК не может применить к этому проекту нормы третьего энергопакета ЕС. Это было признано уже и в самой ЕК, и советом ЕС. Однако Брюссель и ряд стран в Европе все равно хотят получить рычаги воздействия на «Северный поток - 2». Для этого и была придумана идея мандата на ведение переговоров с Россией по «Северному потоку - 2». Удивительно, что несмотря на то, что ЕК считает проект противоречащим правилам Энергосоюза ЕС, она все равно допускает его реализацию.
Чего же хочет ЕК от этих переговоров с Россией? Брюссель желает установить некие правила для прозрачного функционирования газопровода, для недискриминационного установления тарифов на прокачку газа, предоставить доступ третьих сторон к возможности прокачивать газ и разделить деятельность по продаже и транспортировке газа. Иными словами, ЕК хочет получить право заключить «Северный поток - 2» в тиски все тех же норм Третьего энергопакета. Сейчас юридически это невозможно. Для этого ЕК спрашивает мандат на переговоры с Россией у всех членов ЕС.
Грубо говоря, ЕК хочет заставить Газпром установить по «Северному потоку - 2» более низкие тарифы на прокачку газа. Более того, ЕК хочет, чтобы Россия, вложившаяся в трубу и несущая основные риски по реализации проекта, еще и поделилась мощностями этой трубы с некими другими поставщиками. То есть Газпром еще и не сможет целиком прокачивать газ по собственной трубе. Наконец, Брюссель хочет, чтобы Газпром отдал управление трубой в руки сторонней компании, вероятно, близкой к ЕС.
Вероятно, в Брюсселе рассчитывают, что Россия на такие кабальные условия не согласиться, и это станет поводом для официального запрета строительства трубы.
По крайней мере, ранее юристы Совета ЕС уточнили, что ЕК может запретить СП-2 без правовых на то оснований по политическим причинам, если государства – члены сообщества предоставят ей мандат на это. Однако в таком случае, отмечают юристы, Германия в соответствии с договором ЕС будет иметь право наложить вето на такое решение, так как ЕС не имеет права вмешиваться в выбор поставщика энергоносителей на государственном уровне.
И Германия, вне всяких сомнений, воспользуется таким правом, учитывая отрицательный ответ страны на предоставление мандата ЕК по созданию специальных юридических правил для российского «Северного потока - 2».
В начале июня ЕК согласовала запрос к странам ЕС на получение мандата на проведение переговоров с Россией о создании спецструктуры по «Северному потоку – 2». При этом в начале октября юридическая служба Совета ЕС доказала необоснованность претензий Еврокомиссии к газопроводу.