«Бюст Сталина был установлен незаконно. Рядом комиссией по топонимике согласовано место для установки памятника репрессированным, на который сейчас собирают средства», – передает ТАСС слова Швидкой.
Еще не высохли слезы тех людей, которые сюда были сосланы. В 1932 году было сослано почти 9 тыс. человек – это примерно половина того населения, которое тогда жило в поселке
На месте установки работает муниципальный контроль. «Скорее всего, будет составлен акт о незаконной установке. Если это будет доказано, то строение снесут», – добавила Швидкая.
Общественники обратились с заявлением об установке памятника Сталину в мае этого года. «Все это время согласование памятника шло по установленной процедуре. Проект был направлен в комиссию по топонимике, которая принимает решение об установке. Мнение комиссии разделилось, было предложено учесть мнение репрессированных, многие из которых высказались против установки», – пояснила начальник управления информационной политики администрации Сургута.
Тогда было принято решение – спорную ситуацию разъяснит общественный совет, который по регламенту будет создан после думских выборов. «Туда войдут авторитетные люди города. Ответ с изложением ситуации был отправлен общественникам, однако они заявляют, что его не получали», – рассказала Швидкая.
Общественники, которые установили бюст Сталину, недавно создали свой совет, который на первом заседании и принял решение об установке конструкции. По словам инициатора установки Дениса Ханьжина, решение основано на мнении людей.
«Мы установили памятник на муниципальной земле, которая принадлежит народу. Монумент поставлен на берегу Оби в месте, откуда люди уходили на фронт. Если суд примет решение о том, что установка незаконна, мы пойдем в вышестоящие инстанции», – сообщил Ханьжин.
Как сообщил Акимов, который является инициатором установки монумента спецпереселенцам Югры, тема репрессированных в округе стоит очень остро.
«Еще не высохли слезы тех людей, которые сюда были сосланы. В 1932 году было сослано почти 9 тыс. человек – это примерно половина того населения, которое тогда жило в поселке. Ставить памятник на этом месте – кощунство», – заявил Акимов.
Как уточнил Акимов, в 1930 году людей высадили на берегу, они жили в бараках, занимались лесоповалом и рыбалкой. «Все это происходило на холоде, не было даже возможности высушить свой костюм», – отметил он. Точных данных о том, сколько было репрессировано в первый год, нет, так как учет велся семьями, однако в апрельской переписи 1932 года в Сургуте и Сургутском районе было почти 9 тыс. переселенцев», – добавил председатель общественной организации. Всего в округ, по его словам, были сосланы от 30 до 40 тыс. спецпереселенцев.
Памятник спецпереселенцам, который планируют установить в Сургуте, будет представлять собой две стелы: стену, расколотую надвое. «Через нее должна идти дорожка и силуэт человека, который смог пройти сквозь эту стену – человека, который пережил политические репрессии. Еще с одной стороны будет несколько фигур людей, которые не смогли преодолеть стену. Это символ тех спецпереселенцев, которые погибли», – рассказал инициатор установки монумента спецпереселенцам Югры.
На установку монумента был выигран грант более 1 млн рублей. «Осталось собрать еще порядка 5 млн. В любом случае, независимо от того, как быстро мы сможем собрать деньги, монумент будет установлен. Свое решение мы не поменяем, даже в связи с установкой бюста Сталина», – рассказал Акимов.
Идея установки памятника жертвам политических репрессий возникла в 2005 году, однако ее реализацией организация «Наша память» занялась только в 2010 году. «Администрация Сургута согласовала и проект, и место. Теперь осталось его реализовать», – добавил собеседник.
Сейчас в поселке Черный Мыс еще живут те спецпереселенцы, которые в то время были детьми, а также их потомки.
По данным администрации Сургута, вопрос стоит остро из-за исторической памяти населения. «Сюда ссылались политические заключенные, здесь был целый поселок со спецпереселенцами, который называли «За рекой». Сейчас в Сургуте живут их потомки, и, естественно, у них крайне негативная оценка этой ситуации», – отмечала начальник управления.
Напомним, 6 мая председатель общественной организации «Русский дух» в Сургуте Денис Ханьжин заявил о намерении установить бюст Иосифа Сталина на месте, откуда жители города во время войны уходили на фронт.
Также установить памятник Сталину планируют в Екатеринбурге, однако пока решение об этом не принято. Данная инициатива вызвала неоднозначную реакцию общественности.
Так, профессор, член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кондрашин заявил, что установка памятника Сталину в Екатеринбурге «играет» против современной России и может вызвать раскол общества. По мнению народного художника России Виталия Воловича, ставить памятник Сталину рано, так как для оценки его участия в истории должно пройти больше времени.
Напомним также, в июле немецкие СМИ сообщали, что в российской провинции происходит постепенная переоценка исторической роли Иосифа Сталина, о чем свидетельствует установка памятников и открытие музеев в честь советского вождя.
Кроме того, в марте о своем отношении к Сталину рассказала официальный представитель МИД России Мария Захарова.