«17 июня в восточной части Средиземного моря американский эсминец Gravely допустил опасное сближение с российским боевым кораблем на дистанцию 60–70 метров по левому борту и пересек курс движения СКР «Ярослав Мудрый» по носу на опасной дистанции 180 метров», – цитирует РИА «Новости» сообщение российского военного ведомства.
При этом российский боевой корабль «следовал в международных водах постоянным курсом и скоростью и какого-либо опасного маневрирования по отношению к американскому кораблю не осуществлял», отмечают в ведомстве.
В связи с этим инцидентом Минобороны обратило внимание Пентагона на «грубое нарушение командиром и экипажем эсминца Gravely Международных правил предупреждения столкновений судов... и российско-американского межправительственного соглашения 1972 года «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним».
«В частности, американскими моряками были проигнорированы правило (международных правил) 13 («Обгон»), которое предписывает каждому судну, осуществляющему обгон, «держаться в стороне от курса обгоняемого судна», и правило 15 («Ситуация пересечения курсов»), в котором четко определено, что «никакое последовавшее изменение во взаимном положении двух судов не освобождает от обязанности обгоняющее судно держаться в стороне от обгоняемого до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади», – сказано в сообщении.
Также экипаж эсминца нарушил пункт 1 статьи 3 российско-американского межправительственного соглашения, который гласит: «Во всех случаях корабли, действующие вблизи друг от друга... должны оставаться на достаточном удалении, чтобы избежать риска столкновения», заявляет Минобороны.
Как заявил позже первый замглавы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич, действия американского эсминца являются провокацией.
«Это вопиющий случай – сближение таких кораблей на расстоянии 180 метров грозит возможной крутой аварией, потому что там всякое может случиться», – сказал Клинцевич «Интерфаксу».
Напомним также, согласно сообщению Вашингтона, в Средиземноморье находятся два американских авианосца – «Гарри Трумэн», который участвует в нанесении ударов по позициям террористической группировки «Исламское государство*», и «Дуайт Эйзенхауэр», участвующий в операции «Атлантическая решимость».
Ранее СМИ сообщили, что США впервые с 2012 года мобилизовали большинство своих авианосцев для проведения операций в разных частях мира.
В МИД России отметили, что в отношениях Москвы и НАТО есть определенное наращивание напряженности. При этом Москва считает, что ни в коем случае нельзя отказываться от канала взаимодействия Россия – НАТО.
В Москве также заявляли, что заход американских кораблей в Черное море приведет к мерам ответного планирования Москвы.
«Это стандартные меры по вытеснению нас с морского театра, – сказал в беседе с газетой ВЗГЛЯД капитан первого ранга запаса, доктор военных наук Константин Сивков. – Американцы пошли на создание угрозы столкновения, чтобы создать нервозную обстановку».
Сивков считает, что в подобных действиях нет ничего неожиданно. «Это нормальная повседневная рутинная деятельность военно-морских сил», – сказал он, напомнив, что и Россия тоже использует подобные же методы против американцев. Так, в апреле над американским эсминцем «Дональд Кук» дважды пролетели два российских Су-24. Инцидент произошел в международных водах Балтийского моря.
Эсминец Gravely больше, чем российский корабль. Его водоизмещение составляет 6950 тонн, в то время как водоизмещение российского сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» – 3590 тонн. Эсминец Gravely оснащен боевой управляющей системой Aegis («Защита»), вооружен артиллерией и зенитными ракетами – SM-2, SM-3 и RIM-7 Sea Sparrow. Gravely относится к типу эсминцев «Арли Бёрк», являющихся важным компонентом морской составляющей противоракетной системы обороны США.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ