«Решение общественно-значимых задач на основе государственно-частного партнерства с передачей хозяйствующим субъектам определенных государственных полномочий является конституционно допустимым», – постановил суд, передает РИА «Новости».
При этом КС решил, что взимаемая по «Платону» плата не создает ситуации двойного налогообложения в сочетании с транспортным налогом и акцизом на топливо.
В то же время КС указал федеральному законодателю и правительству «на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по целевому назначению обязательными платежами».
«Недопустимо повышение установленного правительством России размера платы (помимо ее индексации) без указания на такую возможность в законе, а также внезапное изменение или отмена действующих в настоящее время понижающих коэффициентов», – говорится в материалах суда.
В то же время КС признал, что механизм взаимодействия владельцев системы «Платон» с дальнобойщиками должен устанавливаться исключительно государством, а не оператором: «Предписания, наделяющие оператора системы «Платон» нормотворческими полномочиями, выходящими за рамки организационно-технического регулирования, признаны противоречащими Конституции».
КС отмечает, что оператор не вправе непосредственно применять к плательщикам какие-либо меры принудительного характера, помимо санкций, предусмотренных в КоАП.
Система «Платон» действует с 15 ноября 2015 года – за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 тонн взимается специальная плата, призванная частично возместить наносимый ими ущерб. Владельцы грузовиков обязаны зарегистрировать машины в системе «Платон», установить специальное бортовое устройство или оформить маршрутную карту перед выходом в рейс. Несоблюдение этих правил влечет административную ответственность.
Деньги с грузовиков идут в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжелыми автомобилями. Правительство России в конце февраля продлило льготный тариф (1,53 рубля) в рамках «Платона». Изначально предполагалось, что 1 марта 2016 года тариф будет увеличен до 3,06 рубля за километр.