«Это не первое расширение альянса, и, конечно, ни один раунд расширения не улучшил наши отношения со странами, которые решили вступить в НАТО. Сколько было разговоров о том, что, например, Прибалтика или Польша, вступив в НАТО, наконец, забудут свои исторические обиды и что именно в качестве государств-членов альянса их политику будут определять прагматические интересы, которые не могут быть не связаны с поддержанием самых добрососедских отношений с Россией», — приводит РИА «Новости» заявление Грушко после завершения двухдневного совещания глав МИД Североатлантического альянса.
«Но мы видим, что само расширение генерирует психологию прифронтовых государств, по сути, создает новые либо передвигает старые разделительные линии в Европе и противоречит самой потребности создания новой системы коллективной безопасности континента, которая как раз нуждается в объединении усилий в борьбе с новыми угрозами и рисками», — добавил он.
Грушко считает, что это в полной мере будет относиться и к Черногории. Он подчеркнул, что «в случае Черногории как никогда видна геополитическая подоплека, желание продемонстрировать миру, что политика открытых дверей жива».
«Дело в том, что той ускоренной процедурой приема, которую НАТО применила к Черногории, сам же альянс переступил через им же выработанные критерии по отношению к аспирантам (кандидатам). В частности, от аспирантов требовалось, чтобы они реально могли вносить вклад в общеевропейскую безопасность, в региональную безопасность, в оборону стран альянса, чтобы среди их населения существовал широкий консенсус в пользу вступления в альянс», — сказал постпред.
Он пояснил, что в случае с Черногорией «ничего этого нет». «О каком серьезном вкладе в безопасность можно говорить, если речь идет о стране, вооруженные силы которой составляют 2 тысячи человек? И, конечно, если мы посмотрим на ситуацию с позиции сегодняшнего дня, появление в результате вступления Черногории в НАТО черногорских солдат, которые будут защищать от «агрессивных устремлений» страны Балтии, похоже на театр абсурда», — заявил Грушко.
По словам дипломата, «очевидно, что это очередной шаг, который ослабляет региональную безопасность и стабильность и углубляет разделительные линии, в том числе в балканском регионе».
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что принятие Черногории в члены НАТО приведет к повышению напряженности на континенте.
В четверг министры иностранных дел стран – членов НАТО подписали протокол о вступлении Черногории в альянс. С этого момента Черногория будет иметь статус наблюдателя в Североатлантическом совете, а после завершения ратификации протокола автоматически станет 29-м членом НАТО.
Как заявлял ранее глава МИД России Сергей Лавров, цель присоединения Черногории к НАТО заключается в том, чтобы «освоить как можно больше геополитического пространства, «обложить» те страны, которые не во всем соглашаются с НАТО, такие, например, как Россия и Сербия».
Лавров также говорил, что вступление Черногории в НАТО является искусственным решением и не добавит безопасности региону.
В середине марта премьер-министр Черногории Мило Джуканович заявил, что страна может стать полноправным членом Североатлантического альянса к середине 2017 года.
1 февраля спикер Госдумы Сергей Нарышкин отмечал, что присоединение Черногории к санкциям серьезно вредит отношениям этой страны с Россией.
20 декабря 2015 года Черногория ввела санкции в отношении Крыма и Севастополя.