Ряд источников Reuters - с обеих сторон линии фронта - сказали в последние два месяца, что российские советники вовлечены в составление планов укрепления Дамаска. Эти источники, включая представителей несирийских вооруженных сил, борющихся на стороне Асада, утверждают, что планы России якобы включают ослабление оппозиционных сил на юге страны между столицей и Иорданией. Цель - снизить шансы крупного наступления оппозиции.
#{smallinfographicleft=779305}Влияние России в военном планировании очевидно, говорят боевики и несирийские представители вооруженных сил. Они утверждают, что российские эксперты сыграли значительную роль в наступлении сирийской армии в конце прошлого года в прибрежной провинции Латакия.
Это наступление помогло подготовить почву для прорыва сирийской армии к турецкой границе, перерезавшего пути снабжения боевиков из Турции.
Два представителя несирийских вооруженных сил, участвующих в боях на стороне сирийской армии, утверждают, что российские офицеры и военные эксперты помогли спланировать и даже управлять наступлением в Латакии. По их словам, россияне якобы руководили огнем артиллерии и обеспечивали артиллерийское прикрытие, а не только наносили авиаудары.
«Битва на побережье была за ними», - сказал один из источников.
Сирийский военный источник на условиях анонимности на прошлой неделе сказал в Дамаске, что россияне были партнерами, однако опроверг их руководящую роль.
«Роль России в участии, планировании, осуществлении военных операций все время усиливается. Это участие, а не управление, - сказал источник. - Русские принимают участие в наземном и воздушном планировании, но в итоге именно сирийские офицеры лучше знают местность, фронты, рельеф».
#{smallinfographicright=771531}Боевики, включая местного командира из террористической группировки «Ахрар аш-Шам», заявляют, что российские военные участвовали в боях.
Проправительственные источники говорят, что роль России расширилась, включив содействие локальным договоренностям о прекращении огня в подконтрольных повстанцам районах вокруг Дамаска с целью создания безопасного буфера вокруг столицы.
Министр по делам национального примирения Сирии Али Хайдар описал этот процесс как исключительно сирийский, даже несмотря на то, что иногда присутствовала помощь со стороны России.
«Правда в том, что с начала присутствия русских на сирийской земле, они могут играть роль посредников в ряде районов», - сказал он.
«Русские налаживают контакт (с оппозицией), когда могут, конечно - в Думе и других районах», - добавил Хайдар, ссылаясь на район к востоку от Дамаска.
«Иногда посредничества русских просят повстанцы», - сказал он.
Желающие уехать хотят гарантий беспрепятственного передвижения к бастионам оппозиции, а желающие остаться - уверенности в том, что их не убьют позднее, добавил чиновник.
Согласно несирийским источникам, российские советники скоординировали две договоренности, в рамках которых радикальные боевики-исламисты были эвакуированы с юга к районам, подконтрольным их группировкам в северных и центральных провинциях.
Один из несирийских военных источников сказал, что россияне работали «в тени», чтобы облегчить договоренности о прекращении огня. В ряде случаев россияне действовали как гаранты соглашений.
Утверждается, что речь идет о «Фронте ан-Нускра» и ИГ.
«Русские хотят, чтобы все битвы были сконцентрированы на севере, они хотят, чтобы юг и Дамаск, а также прибрежная полоса, были нейтрализованы. В конечном счете, они работают для достижения более широкого политического решения», - сказал источник.
Сирийское правительство и его союзники обвиняют оппозицию и повстанцев в блокировании усилий, направленных на прекращение боев и достижение политической договоренности.
Напомним, что Россия уже не раз объясняла степень вовлеченности в сирийский конфликт. Еще до того, как российские ВКС начали наносить удары по террористам, Россию пытались обвинить в том, что ее войска присутствуют в САР. Однако на деле оказалось, что речь шла о российских специалистах, помогающих осваивать поставляемую Дамаску технику. Москва не раз заявляла, что российские военные не участвуют и не будут участвовать в наземных операциях. При этом Дамаск действительно пользуется поддержкой иностранных специалистов в боях на земле - в частности, военных из Ирана.