Как рассказали несколько информированных источников в военном ведомстве, в конце ноября «Восток» и «Запад» были переформированы в батальоны военной полиции (ВП) и подготовлены к отправке в Сирию. Личный состав получил красные береты и наплечные знаки ВП. До конца декабря обе воинские части завершат развертывание и приступят к охране российских военных объектов в арабской республике, сообщили «Известия».
До конца декабря обе воинские части завершат развертывание и приступят к охране российских военных объектов в арабской республике
Старший преподаватель Высшей школы экономики, востоковед Леонид Исаев пояснил, что чеченцы – это мусульмане-сунниты, то есть единоверцы для большинства жителей Сирии, и это должно облегчить им взаимодействие с местным населением, однако важнее репутация чеченцев, которая заставит любого подумать дважды, прежде чем связываться с ними.
«Современные представления о чеченцах были сформированы СМИ в 1990-е годы, – отметил востоковед. – Арабы мало знакомы с географией России, но почти каждый знает про Чечню и про войны там. У чеченцев имидж бесстрашных и суровых воинов, который заметно укрепился в ходе нынешней войны в Сирии. На стороне Асада воюет целый добровольческий чеченский батальон».
Сформированные в 2003 году, батальоны «Восток» и «Запад» вошли в состав 42-й гвардейской мотострелковой дивизии. Бойцы-спецназовцы занимались уничтожением лагерей и баз боевиков в горной части Чеченской Республики, проведением разыскных мероприятий. В 2006 году из военнослужащих БСпН было сформировано подразделение охраны, защищавшее солдат и офицеров сводного инженерно-саперного батальона. Действовавшие в Ливане российские военные саперы восстанавливали мосты и другие объекты инфраструктуры, уничтоженные израильской авиацией в ходе Второй ливанской войны.
«В августе 2008 года батальон «Восток» действовал и как штурмовое подразделение, и как разведывательное, – рассказал один из авторов книг «Сирийский рубеж» и «Танки августа», посвященных конфликту в Сирии и войне с Грузией, Антон Лавров. – Сначала спецназовцы зачищали грузинские позиции между Цхинвалом и Джавой. Потом приняли участие в боях в самой столице Южной Осетии, а затем пошли в составе группировки в наступление на грузинский город Гори. Также бойцы «Востока» совместно с военнослужащими бригад специального назначения вели разведку грузинских позиций и действовали на блокпостах».
После расформирования 42-й гвардейской дивизии «Восток» вошел в состав 8-й горнострелковой бригады, дислоцированной в поселке Борзой ЧР, а военнослужащие «Запада» пополнили ряды 18-й мотострелковой бригады, расположенной в поселке Шали.
«Хотя для обывателей «Восток» и «Запад» – это «чеченские батальоны», но эти подразделения стали обычными батальонами специального назначения, где, помимо чеченцев, проходят службу военнослужащие практически со всей территории России, – отметил Антон Лавров. – У батальонов богатый боевой опыт ведения штурмовых действий в урбанизированной местности и горах. Именно такие навыки сейчас необходимы для обеспечения безопасности российских военных объектов в Сирии. Авиабаза Хмеймим расположена в провинции Латакия, где достаточно сложный горный рельеф. А база в Тартусе находится в высокоурбанизированной местности».
Напомним, в конце ноября глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил, что еще не заслужил звания «пехотинца» президента России Владимира Путина. В апреле Кадыров, отвечая на вопрос об участии в выборах главы региона, сказал: «Я всегда говорю: я пехотинец, как скажет командир, так и сделаю».
Кроме того, в октябре Кадыров заявил, что Чечня готова пригласить сирийских военных для обучения на базе спецназа.
Глава Чечни Рамзан Кадыров ранее не раз выражал поддержку политике президента России Владимира Путина на сирийском направлении. Он называл главу российского государства настоящим защитником родины и подчеркивал, что операция российской авиации в арабской стране проводится ради безопасности граждан России.