За поправки проголосовали 56, против были 35 парламентариев. В ходе заседания разгорелась острая дискуссия, во время которой многие депутаты, в основном представители оппозиции, подвергли их критике, сообщает Delfi.
Министр образования и науки Карлис Шадурскис в ответ на критику указал, что любому, кто «дружит с логикой и здравым смыслом, ясно, что нелояльные конституции люди не могут работать педагогами».
Председатель комиссии Сейма по образованию, культуре и науке Илзе Винькеле («Единство») подчеркнула, что эти поправки являются проявлением неуважения к педагогам и парламенту, так как они не обсуждались в педагогическом сообществе. Она назвала их «неуместными и несвоевременными».
Газета ВЗГЛЯД в октябре подробно писала об инициативе Шадурскиса по «нелояльным педагогам». В связи с поправками русскоязычные педагоги опасаются фактического запрета на профессию.
Четыре года назад, выступая на радио, учитель русского языка и литературы рижской 40-й школы Владислав Рафальский заявил: «Я готов честно говорить, что к этому государству не лоялен. Я этот режим презираю просто-напросто. Он отторгает в том числе и моих детей и создает им много проблем». Педагог добавил, что государство должно заслужить лояльность своих жителей. Позже Рафальский пояснил, что он выразил нелояльность не стране и ее народу, а только правящему режиму. После этого члены праворадикальной партии ВЛ-ТБ/ДННЛ провели пикет, требуя увольнения учителя. Выгнать его из школы рекомендовала и государственная Служба контроля качества образования. Однако тогда дерзкого педагога школе удалось отстоять.
Учительнице младших классов Татьяне Арсентьевой, коллеге Рафальского по той же 40-й школе, повезло меньше. В 2014-м времена наступили суровые – украинский кризис в самом разгаре, в Прибалтике активно готовятся «отражать возможное нападение восточного агрессора». В такой обстановке Арсентьева, неосмотрительно поставившая «лайк» в «Фейсбуке» под карикатурой, высмеивающей государственные праздники Латвии, была вынуждена подать заявление об увольнении. Ранее бдительные «патриотсы» отследили преступный «лайк», стукнули куда надо – и Арсентьевой настоятельно рекомендовали во избежание пущих неприятностей уйти из школы самостоятельно.