С начала года цены на новые автомобили в среднем выросли на 7%, следует из внутренней презентации одного из работающих в России автоконцернов, сообщил «Коммерсант».
Сильнее всего увеличилась стоимость японских брендов Mazda и Toyota – на 10-11%, а также Skoda – на 10%. Ford подорожал примерно на 9%. Корейские Hyundai и Kia традиционно умеренны – рост на 7-8%, Nissan, Mitsubishi и VW подняли цены примерно на 7%. Наименьшая динамика у Renault и Lada – 4-5%.
Источники ожидают очередного скачка цен с начала 2017 года, причем, несмотря на относительно стабильный курс рубля, рост обещают выше инфляции. Ключевая причина повышения цен – слабый рубль.
«Все еще есть потенциал роста цен с учетом падения рубля к доллару относительно 2014 года», – подчеркивает источник издания в одном из концернов. «Была надежда на то, что рубль стабилизируется в позитиве, но этого не произошло, поэтому необходимо и дальше отыгрывать», считает другой источник. Один из источников ожидает роста цен минимум на 4-5%. По его мнению, если бы евро остался ниже 70 рублей, «то можно было бы на этом остановиться». Еще один источник полагает, что производители «будут осторожничать», поскольку зимой и так будет «провал».
В одном из крупнейших дилеров рассказали, что концерны с нового года закладывают рост цен в среднем на 10-15% из-за нестабильного курса, но компании будут подстраиваться под рынок и «откатывать цены спецпредложениями, если понадобится». В «Автоспеццентре» готовятся к росту цен в среднем на 5-7%. По данным PwC, с 2014 года средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 44%, до 1,4 млн рублей, в то время как на вторичном рынке цены поднялись лишь на 13%, до 380 тыс. рублей. Впрочем, по мнению издания, девальвация еще отразится и на подержанных машинах – со следующего года, когда на рынке будет дефицит машин возрастом три–пять лет.
Потребители, ожидающие традиционных скидок в конце года, скорее всего, будут разочарованы, полагают в отрасли, отмечая, что концерны «в минусе» и на скидки пойдут лишь те, у которых «совсем затоварены склады». В ГК «Независимость» согласны, что ждать распродаж в конце года не стоит – на российский рынок выделено небольшое количество автомобилей: «Так, Volvo отдала предпочтение по крупным квотам Китаю и ЕС». Но в Kia, например, отметили, что «перед Новым годом будут спецпредложения – как и ежемесячно», добавив, что продолжают стратегию «сдерживания роста цен», но у марки «нет иммунитета» от макроэкономических факторов. В Nissan сообщили, что «сохранили рыночное позиционирование».
Другой причиной роста цен источник издания называет затраты на внедрение системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС, которая должна вступить в силу с нового года. Ею надо оборудовать все автомобили с новым одобрением типа транспортного средства (ОТТС). Но модели с действующим ОТТС могут ездить без ЭРА-ГЛОНАСС до конца срока одобрения (около 60% моделей на рынке, по оценке одного из игроков). Стоимость затрат на ЭРА-ГЛОНАСС, говорят в компаниях, может различаться даже в рамках одного бренда – из-за разных способов установки на модели, один из источников называет сумму от 6 млн рублей на модель. Но определить влияние этого на конечную цену машины сложно, отмечает он: «Ряд компаний заложит рост цен в несколько этапов».
На АвтоВАЗе говорят, что в текущих рыночных условиях и с учетом финансовой ситуации «не могут позволить использование ЭРА-ГЛОНАСС на Lada Kalina, Granta и Largus без влияния на розничные цены» – из-за значительной стоимости системы и платы за активацию ГЛОНАСС.
На заводе добавили, что пока еще изучают опции ценообразования на модели – «как с системой безопасности, так и без нее», финальное решение не принято. Новые Lada Vesta и Xray уже оснащаются системой, но и их цены будут скорректированы из-за платы за активацию. В остальных компаниях официально ценообразование не комментируют.