Напомним, в пятницу Минюст России подготовил поправки в закон о некоммерческих организациях (НКО), которые уточняют понятие политической деятельности и определяют критерии ее осуществления НКО. В понедельник стало известно, что законопроект поддержит профильный комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, о чем сообщил его председатель Андрей Клишас.
Президент Центра стратегических коммуникаций, политолог Дмитрий Абзалов напомнил, что одной из основных проблем НКО была неопределенность политической деятельности. С требованием внести в ситуацию ясность выступал СПЧ, члены ОП. Поэтому «вполне логично, что законодатели решили упорядочить понятие «политической деятельности», которое бы сделало системным и адекватным подход к определению НКО, участвующих в этой деятельности», - отметил политолог.
По его словам, основная часть поручений была адресована представителям «юридического контура» и администрации президента, что вполне логично.
Внесение поправки в закон об НКО эксперт считает положительным для отрасли в целом. «Это позволяет социальные НКО, которые занимаются помощью инвалидам, людям, попавшим в сложную, жизненную ситуацию, разграничить с НКО, которые занимаются политической деятельностью, на что тоже имею право, но должны, как в и США, ЕС, следовать определенной нормативно-правовой базе», - пояснил Абзалов.
Законопроект, таким образом, вносит дополнительную ясность всем, кто работает в отрасли. «Если бы политическая деятельность по-прежнему не была бы определена и очень широко трактовалась, было бы намного хуже, - уверен эксперт. - Сейчас выставлены конкретные рамки, и организация может вполне адекватно, рационально понять, в какой группе она находится и каким правилам ей необходимо следовать».
Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) ранее заявил, что поправки позволят сузить «возможность для злоупотребления правом правоприменителя». «С другой стороны - более четко определить границы того, что является, а что не является занятием политической деятельностью для тех организаций, которые получают деньги из-за рубежа», - заявил парламентарий. По его словам, при подготовке законопроекта реализовывался трехвекторный подход «к анализу деятельности НКО: цели, методы и интересы». «Если организация своими действиями соответствует тем критериям, которые в этих направлениях определены, то деятельность определяется как политическая», - отметил глава комитета.
Нилов добавил:«У нас в комитете все рассматривается достаточно оперативно. Учитывая, что есть запрос гражданского общества, неоднократно вопрос поднимался на встречах с президентом и уполномоченным по правам человека, полагаю, что, как только законопроект поступит в Думу, вопрос будет рассмотрен и вынесен на пленарное заседание», - резюмировал парламентарий.
Член Общественной палаты РФ Лидия Михеева заявила, что министерство юстиции справилось с задачей определить критерии политической деятельности некоммерческих организаций (НКО). «Понятие политической деятельности должно быть четким, безукоризненным, оно не должно быть расплывчатым. Мне кажется, эта задача в целом выполнена», - сказала Михеева. Она также добавила, что над проектом закона «еще будет вестись работа».