Хотя ряд настроек в НСПК все еще проводится, данные изменения не должны привести к сбоям по карточным операциям, пишет «Коммерсант» со ссылкой на НСПК.
Visa фактически снимает с себя ответственность за отказ обрабатывать операции
Как сообщает издание, по мнению экспертов, Visa слишком сильно дорожит репутацией, чтобы реально отказывать клиентам в обслуживании.
О том, что Visa разослала письмо, в котором предупредила членов системы об изменениях в порядке обслуживания карт, изданию рассказали участники рынка. «Visa сообщила, что с 1 октября, если авторизационные запросы (получение одобрения от системы на проведение операции) по локальным операциям (внутри России) будут поступать в Visa, она не гарантирует их обработку», – говорит один из собеседников издания. По его словам, Visa фактически снимает с себя ответственность за отказ обрабатывать операции, за которые ей пришлось бы повторно внести страховой депозит в ЦБ. Visa подтвердила направление такого письма всем банкам.
Перевести весь трафик по картам МПС от банков и самих систем в НСПК по закону требовалось до 31 марта. MasterCard, за исключением отдельно взятых банков, уложилась в этот срок и перевела своих участников в НСПК.
Visa начала процедуру передачи своего процессинга позже. В итоге она нарушила установленные сроки и была вынуждена разместить страховой депозит в ЦБ, однако впоследствии он был возвращен (официальный размер не раскрывался, по оценкам экспертов – до 50 млн долларов).
Тогда же было объявлено, что миграция банков в НСПК по картам Visa завершится не позднее 31 мая. Но фактически в этот срок был реализован лишь частичный переход, в рамках которого банки-эквайеры должны направлять авторизационные запросы в НСПК, а НСПК уже передает их Visa.
Спрямить схему, исключив из нее Visa, чтобы весь платежный процесс шел только через НСПК, планировалось в третьем квартале. То есть до сих пор банки продолжали сотрудничать с Visa, как самостоятельно (в случае сбоев), так и через НСПК.
С 1 октября согласно первоначальной схеме банки должны работать только по процессингу НСПК. Однако, по информации издания, полная миграция еще не завершена, и направленное банкам письмо Visa это фактически подтверждает.
О том, что часть трафика, поступающего от некоторых банков в НСПК, все еще одобряется Visa, изданию рассказали несколько банков, входящих в топ-20. Оценить масштабы таких операций невозможно, официально информации об этом у банков нет.
В НСПК и Visa говорят, что речь идет только о небольшом количестве операций. «Все банки – прямые участники отправляют внутрироссийские авторизационные запросы и осуществляют обмен клиринговыми сообщениями по картам Visa через НСПК, – заявили там. – Но иногда в силу ошибок процессинговых систем банков бывают единичные случаи направления запросов в Visa. Именно поэтому банкам было направлено уведомление о необходимости дополнительного контроля и устранения подобных ошибок».
По оценкам участников рынка, на полное завершение миграции в НСПК необходимо не меньше месяца. В отведенные Visa три рабочих дня сентября завершить этот процесс едва ли возможно, считает один из собеседников издания.
В какой срок схема будет полностью спрямлена и успеют ли это сделать до 1 октября, в НСПК не раскрывают. «Это внутренний технологический процесс НСПК, который реализуется согласно утвержденной «дорожной карте» и никак не влияет на эквайринг операций», – пояснили там.
Впрочем, и в НСПК, и участники рынка уверены, что новый подход Visa не приведет к сбоям по картам этой системы. Отказ Visa от гарантий по обработке таких операций «никак не отразится на возможности совершения операций держателями карт», подчеркивают в НСПК.
«Если бы система сомневалась в готовности НСПК и банков обходиться без нее, то не стала бы пускать их в свободное плавание, направив такое уведомление, – отмечает источник издания, знакомый с ситуацией. – Впрочем, если к ней будет идти какое-то значимое количество запросов, Visa, скорее всего, обсудит эту ситуацию с регуляторами, и они вместе выработают план действий».
По мнению исполнительного директора ассоциации «Национального платежного совета» Марии Михайловой, если Visa, несмотря на свои первоначальные колебания, пошла на сотрудничество с НСПК, было бы логично довести начатое до конца: «Для Visa важна ее репутация и отношения с банками, поэтому на отказ от обработки операций, даже если они придут к ней ошибочно, система вряд ли пойдет».
Напомним, 3 сентября глава Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимир Комлев сообщил, что банки в пилотном режиме уже в октябре начнут эмиссию карт «Мир».
20 июля Национальная система платежных карт (НСПК)заключила соглашение с международной платежной системой American Express о выпуске кобейджинговой карты «Мир». В рамках достигнутого соглашения кобейджинговые карты «Мир»-AMEX будут приниматься на территории России как карты платежной системы «Мир», а в инфраструктуре American Express – как карты AMEX.
10 июля президент Владимир Путин заявлял, что Россия в 2015 году должна в полном объеме запустить свою систему банковских карт.
По результатам конкурса, проведенного Национальной системой платежных карт (НСПК), первая российская общенациональная платежная карта получит название «Мир».
28 мая международная платежная система Visa полностью завершила переход всех внутрироссийских транзакций в Национальную систему платежных карт (НСПК).
В середине января Национальная система платежных карт и ООО «МастерКард» заключили двусторонний договор об оказании операционных услуг и услуг платежного клиринга по операциям внутри страны с использованием карт платежной системы MasterCard процессинговым центром НСПК.
5 мая 2014 года президент России Владимир Путин подписал закон о создании национальной системы платежных карт, направленный на обеспечение переводов денежных средств в рамках платежной системы в России.
Закон стал реакцией на действия Visa и MasterCard, которые в конце марта прошлого года из-за введения санкций США прекратили обслуживать карты ряда российских банков. Закон обязал зарубежные платежные системы с 1 июля ежеквартально вносить обеспечительные взносы на специальный счет в Банк России в размере 25% от среднедневного оборота.