«Необходимо сформировать современные механизмы финансирования экономического роста и модернизации. Это немаловажно в любой ситуации, но в нынешней – особенно», – говорится в статье премьера для «Российской газеты», передает РИА «Новости».
Нефтяная конъюнктура долго будет оставаться низкой или даже экстремально низкой
«Россия сталкивается одновременно с закрытием многих внешних источников финансирования и со снижением цен на нефть. Причем разумнее исходить из того, что, по крайней мере, нефтяная конъюнктура долго будет оставаться низкой или даже экстремально низкой», – говорится в статье премьера для «Российской газеты».
«Это однозначно требует большего внимания к внутренним источникам финансирования, к внутренним сбережениям, к повышению нормы накопления в экономике», – подчеркнул Медведев.
При этом, по словам Медведева, падение цен на нефть не привело к массовому банкротству энергокомпаний в мире, которые пока демонстрируют довольно высокую устойчивость, но ситуация может измениться в случае продолжения падения цен.
«То, что казалось экзотикой, рекламной кампанией, событием локального масштаба, сегодня меняет мировую экономику, трансформирует глобальные политические балансы», – отмечает премьер.
Масштабные перевозки сжиженного газа стали объединять прежде изолированные рынки разных континентов, а добыча сланцевых углеводородов – превращать импортеров топлива в экспортеров. Работа сотен небольших и средних компаний, идущих по пути инноваций, влияет теперь на этот рынок (да и вообще на экономику многих стран) едва ли не сильнее, чем крупнейших энергокорпораций. Более того, пока эти компании демонстрируют довольно высокую устойчивость: почти трехкратное падение цен на нефть не привело к их массовому банкротству. Конечно, ситуация может измениться, если цены продолжат падение», – говорится в статье Медведева.
«Однако эффективность новых технологий оказалась гораздо выше, чем ожидали многие. И это серьезный урок: не стоит упорно утверждать, что земля по-прежнему стоит на трех китах, если уже ясно видны контуры четвертого», – добавил он.
По мнению Медведева, также не стоит игнорировать возможности резкого повышения эффективности солнечной энергетики, активные разработки электрических, гибридных, водородных двигателей. «Если прогресс в этих областях будет продолжаться теми же темпами, а нефтегазовые цены не уйдут еще ниже, то мир может столкнуться с революцией даже большего масштаба, чем «сланцевая», – считает премьер.
Он также отметил, что ряд энергетических компаний стал пересматривать свою стратегию, предпочитая создавать относительно небольшие мощности – более дешевые и гибкие с точки зрения рынка, а крупные и дорогие объекты энергетики окупаются десятилетия и строятся много лет. «Раньше все эти параметры выглядели стабильнее, теперь же горизонт планирования и прогноза гораздо короче: как говорят стратеги энергетики, «мир стал быстрее», – пишет Медведев.
#{smallinfographicleft=457416}В своей статье он также отметил, что ведущие страны мира выходят на новую траекторию роста, и вопрос не только в новых темпах, но и в качестве этого роста – в появлении новых секторов производства, новой географии их размещения.
«На новую траекторию роста выходят развивающиеся страны. Они вносят серьезные изменения в архитектуру мировой экономики. Так, если раньше практически любой кризис американской экономики отражался на всем мировом хозяйстве, и поэтому взгляды были прикованы именно к американскому рынку, то сегодня кризисные явления могут наблюдаться и при отсутствии спада в США - например, при серьезном торможении китайской экономики», – считает Медведев, отмечая, что это может свидетельствовать о первой фазе кризиса.
По его словам, все фондовые рынки мира, а также национальные валюты многих стран бурно отреагировали на ситуацию на фондовой бирже Китая и девальвацию юаня. Нестабильная конъюнктура на мировом нефтяном рынке также играет свою роль, как отмечает премьер. «И уже ясно, что внимание к происходящему в китайской экономике будет расти. Ее переход на новую ступень развития проявляется, в частности, в замедлении темпов роста. Меняется сама экономическая модель», – отметил российский премьер-министр.
Он добавил, что в периоды структурных кризисов возрастает опасность отстать либо увеличить имеющееся отставание, но также есть возможность качественно улучшить свое положение на мировой экономической и политической карте.
Полная версия статьи будет опубликована в журнале «Вопросы экономики».
Цены на нефть марки Brent в среду впервые за неделю превысили психологическую отметку в 50 долларов за баррель.
В среду министр финансов России Антон Силуанов заявил, что мировые цены на нефть вряд ли вернутся к отметке в 100 долларов за баррель.
11 сентября эксперты Goldman Sachs ухудшили прогнозы стоимости нефти Brent и WTI на 2015-2016 годы, отметив, что сохранение избыточного предложения на рынке может привести к падению цен до уровня в 20 долларов за баррель.
Однако, по словам главы Роснефти Игоря Сечина, цены на черное золото должны вернуться к уровню в 70 долларов за баррель, потому что именно при таком показателе компенсируется полный цикл производства.
Кроме того, глава Роснефти спрогнозировал возможность увеличения объема добычи нефти в России до 700 млн тонн. По его словам, компания собирается наращивать объемы в рамках своих долгосрочных планов.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, обвал цен на нефтяном рынке все сложнее объяснять чисто рыночными причинами. Слишком много признаков того, что крупнейшие игроки этого рынка прямо влияют на происходящее.