Прилепин напомнил о вековых литературных традициях, которые старше французских и немецких. «Другое дело, что на Руси не было понятия авторства, а тексты писали православные монахи, из года в год переписывая одни и те же истории, при этом добавляя нечто новое. Из-за чего у западных людей складывается впечатление, что России чуждо понятие прогресса. Однако это не так, просто наша литература построена не по вертикали, а по круговой системе. И наша задача расширять это пространство, сохраняя его. Это высочайшая ответственность современных авторов», - подчеркнул Прилепин.
Писатель считает русскую литературу одной из самых великих в мире. «Это легко доказать. Так, Достоевский, Толстой и Булгаков всегда входят в ТОП-10 величайших писателей всех времен и народов. Изучая русскую классику, вы сможете найти любые ответы на современные вопросы – понять особенности взаимоотношений России и Европы, русского человека и общества, русского человека и Бога», - пояснил он.
По его мнению, в России есть около 30 серьезных литературных журналов и 2-3 литературных газеты. Он посоветовал участникам форума ознакомиться с изданиями, пообщаться с их редакторами, прежде, чем отправлять в «Новый мир» свой фантастический рассказ.
Писатель рассказал о том, как он создавал роман «Обитель», где описан Соловецкий лагерь особого назначения: «Когда я впервые приехал на Соловки, мне захотелось написать небольшой рассказ, посвященный событиям 20-30-х годов начала XX века. Однако я понял, что мне необходимо полное погружение в историю этого места – я купил порядка 300 книг и следующие 2,5 года только и делал, что читал их. Я читал, читал, читал и когда понял, что я просто переполнен этой историей, стал писать. Чтобы написать книгу, нужно работать. Чтение – это ваша работа и обязанность. Не бойтесь ставить перед собой высокие планки – только так можно чего-то достигнуть», - посоветовал Прилепин.
Сергей Шумаков прочел лекцию на тему: «Культурные коды России на постсоветском пространстве». Спикер затронул тему изменения культурной среды на примере Парада Победы и акции «Бессмертный полк».
«Бессмертный полк – это загадочное событие невероятной силы, свидетелями которого мы все стали. Это событие, хоть и проходит при поддержке власти, но к ней никакого отношения не имеет. Это был гигантский выплеск энергии, – считает лектор. – Все зарубежные каналы показали Парад Победы, и не один не показал «Бессмертный полк». Возникает вопрос: почему? Ответ понятный – испугались. Потому что в нем соединилось нечто такое, что не имеет отношение к наследию Советского союза. Мертвые встали рядом с живыми, это не художественный прием, это реально произошло. Вам необходимо почувствовать природу этого явления».
Шумаков поднял тему культуры на примерах кинематографа, обсудил с участниками культурный код, который был заложен во время появления первого русского фильма про оборону Севастополя. «В Америке первый фильм содержит совершенно другой код, код оружия. В 1991 году появились люди, которые решили, что можно перекодировать русское сознание. И стали снимать фильмы по американской модели», – рассказал Шумаков. Эксперт считает, что из этой инициативы ничего не может вырасти. Нужно вновь привить себе свой живой корень.
Напомним, с 18 по 24 июля на молодежном форуме «Таврида» в Крыму проходит смена писателей, поэтов и критиков. Сюда приехали участники поэтических и литературных конкурсов, молодые писатели и поэты, издавшие книги или разместившие свои произведения в интернете, аспиранты и преподаватели филологических факультетов, литературные критики со всей России.