«Современное искусство должно, особенно если это касается государственного заказа, учитывать историю и традиции нашей страны. Желательно не переходить границы, когда нарушаются права других людей, затрагиваются чувства, в данном случае – чувства православных верующих. Еще один аспект нашего круглого стола – это свобода творчества и нарушение этических норм. Это всегда волновало, и будет волновать творческих людей. Хотелось бы, чтобы дискуссия сегодня не сосредотачивалась на одном частном случае», - сказал председатель комиссии ОП по культуре Андрей Ковальчук.
По его словам, в ОП РФ пройдет ряд мероприятий, посвященных вопросам современного искусства. Это заявление поддержал первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов: «Это замечательно, что Общественная палата станет той площадкой, где можно будет эти темы обсуждать, министерство полностью поддерживает. Мне кажется, мы не должны допускать, чтобы споры об искусстве решались в суде или на митинге».
Аристархов также поднял вопрос о пределах допустимого в интерпретации классики и об ответственности театров за корректное информирование зрителей – что именно ждет их на сцене, классическая опера, или же постановка «по мотивам».
О взаимной ответственности художника и общества напомнил советник президента Владимир Толстой: «Именно на это мне хочется обратить основное внимание. Как нам прийти к взаимному уважению, как научиться уважать чувства других людей. Искусство, как эксперимент, может предполагать какую-то долю провокативности, но и должны предполагаться возможные последствия. Никому, в том числе и гениальному творцу, непозволительны оскорбительные высказывания».
Первый заместитель председателя СТД Геннадий Смирнов напомнил о знаменитом «Кодексе Хейса», регулировавшем производство фильмов в Голливуде с тридцатого года по шестидесятые, в качестве примера компромисса между творческим сообществом и социумом.
«Мне кажется, что это совершенно здравая мысль, потому что если мы сами не определим для себя эти пределы, то это должно будет сделать государство», - продолжил Смирнов и заявил о готовности гильдии театральных деятелей включиться вы работу по созданию этического кодекса. Ускорить этот процесс, по его мнению, может прямой запрос от министерства культуры.
В дискуссии неоднократно возникала тема возвращения цензуры в форме худсоветов, об этом, в частности, говорила Елена Ямпольская, главный редактор «Культуры». Об экспертной и профессиональной ценности худсоветов рассказал писатель, член ОП РФ Юрий Поляков, чьи произведения в советское время подвергались запрету. Однако идея цензуры не получила поддержки собравшихся.
Вместе с тем, ситуации конфликта между искусством и обществом необходимо решать уже сейчас, и Юрий Поляков предложил решение: «Я бы, понимая, что у нас пока нет взаимоуравновешивания, предложил такую форму – может быть при Министерстве культуры создать такой выездной конфликтный художественный совет, который бы разбирался с конфликтными ситуациями, где бы они ни возникали. В него должны войти уважаемые люди разных этических, политических, художественных взглядов. Пока мы не решим проблему на макро-уровне, мы можем решать конкретные локальные ситуации уже сейчас».
Напомним, в воскресенье директор Новосибирского оперного театра Борис Мездрич был уволен. Новым директором назначен петербуржец Владимир Кехман. В этот же день около 3 тыс. человек приняли участие в митинге «В защиту святынь и религиозных чувств» в Новосибирске, выразив свое негативное отношение к «Тангейзеру».
Опера Рихарда Вагнера была поставлен на сцене новосибирского театра в декабре 2014 года. Постановку осуществил молодой режиссер Тимофей Кулябин, который перенес действие «Тангейзера» в наши дни. В версии режиссера Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает Тангейзер.
Спектакль вызвал крайне негативную реакцию православной общественности. Новосибирская митрополия Русской православной церкви обратилась к прокурору Новосибирской области с просьбой проверить спектакль на нарушение прав верующих.
24 февраля прокуратура возбудила административные дела в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина. 10 марта новосибирский суд прекратил дело в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. Однако 13 марта прокуратура решила обжаловать решение суда.