Политическую часть всеобъемлющего соглашения, о заключении которого стороны договорились еще в конце 2013 года, должны были согласовать к 24 марта. Однако в ходе последнего продолжающегося раунда сроки были сдвинуты. Предстоящая министерская встреча должна показать, продвинулись ли стороны в подготовке документа или они ограничатся заявлением. Накануне глава российской делегации в Лозанне, замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что «если договориться с Ираном сейчас не получится, то это не станет поводом для пересмотра всей системы переговоров». При этом он подчеркнул, что шансы достичь договоренностей в ближайшее время «значительно больше 50%», передает РИА «Новости».
Согласно графику, установленному в конце 2013 года, «шестерка» (РФ, КНР, США, Франция, Германия, Великобритания) должна была договориться с Ираном по соглашению к ноябрю 2014 года. Однако получив к этому времени лишь «черновик» («согласованный единый план действий — joint comprehensive plan of action») министры иностранных дел договорились о новом графике. К 24 марта (а формально, к концу месяца) необходимо согласовать политическую часть, а к 30 июня — весь документ, гарантирующий исключительно мирный характер ядерной программы Тегерана.
Иранская сторона же неоднократно подчеркивала, что 24 марта является для них «гибким дедлайном», и основные усилия прилагаются к заключению финального соглашения до конца июня.
Эксперты отмечают, что по итогам нынешней министерской встречи, как и в ноябре, не стоит ожидать конкретики, и последует лишь заявление, что стороны «значительно продвинулись». Немногочисленные утечки и еще более скудные официальные заявления по итогам встреч госсекретаря США Джона Керри и главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа (оба в Лозанне с четверга) дают понять, что значительные разногласия остаются даже за сутки до назначенной общей министерской встречи.
Накануне в субботу в западных СМИ появилась информация, что рамочное соглашение «из двух-трех» страниц все же появится к запланированной министерской встрече. Позже эти данные опроверг замглавы МИД Ирана.
Глава делегации РФ в Лозанне, замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил, что несмотря на напряженную работу, которую проделали стороны к нынешнему марту, урегулировать старые и основные вопросы до сих пор не удалось. Речь идет о будущем ядерных объектов в Форду, параметрах и уровнях обогащения и, конечно же, санкциях. По словам российского дипломата сейчас «самые спорные и острые вопросы с наибольшим трудом поддаются урегулированию и оказываются отодвинутыми на конец переговорной фазы».
Прибывшая в Лозанну накануне вечером координатор переговоров — глава дипломатии ЕС Федерика Могерини поспешила обнадежить всех, что стороны «еще никогда прежде» не были столь близки к сделке. В кулуарах переговоров на это отреагировали, что такие заявления Брюссель делает каждый раз накануне продления переговоров.
В Лозанне уже находятся главы МИД Франции, Германии, США и Ирана. Накануне в субботу они провели ряд встреч в разных форматах. Переговоры с Тегераном продолжили и политдиректора «шестерки». Министры иностранных дел КНР и России присоединятся к коллегам в воскресенье. Ранее госсекретарь США обсудил ход итогов в Лозанне с Сергеем Лавровым по телефону. Как сообщили в МИД РФ, по итогам этого разговора и была достигнута «договоренность о возможности проведения 29 марта встречи глав внешнеполитических ведомств «шестерки» и Ирана».
В швейцарском городе Лозанна 26 марта начался очередной раунд переговоров между «шестеркой» (куда входит Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия) и Ираном. Стороны прилагают дипломатические усилия для выработки политической части соглашения до конца марта и всеобъемлющего - до конца июня.
Между тем, на прошлой неделе президент США Барак Обама заявлял, что делегация Ирана на переговорах по проблеме ядерной программы республики не пошла на уступки, необходимые для заключения соглашения.