«В соответствии с новым порядком, сдавать ЕГЭ все выпускники текущего и предыдущих лет смогут с апреля по июнь, при этом русский язык и математика являются обязательными предметами, а по остальным предметам надо будет определиться с выбором до 1 марта, как и в 2014 году. ЕГЭ в июле проводиться не будет», - рассказали РИА «Новости» в ведомстве, комментируя принятые изменения порядка итоговой аттестации школьников.
Традиционные три волны ЕГЭ (досрочная, основная и дополнительная) для разных категорий участников с нового учебного года будут упразднены. Ранее экзамен в основную волну сдавали в России выпускники текущего года, а состав участников досрочной и дополнительной волн был регламентирован. Теперь сдать ЕГЭ досрочно в апрельскую волну сможет любой желающий.
Пересдать неудовлетворительный результат по любому предмету можно будет в независимых центрах проведения ЕГЭ, которые будут работать круглогодично. Там же в течение года можно будет пересдать и любой другой результат ЕГЭ для получения более высокого балла.
Кроме того, раздел эссе сохранится в заданиях ЕГЭ после введения итогового сочинения, которое выпускники школ будут писать, начиная с нового учебного года. «Краткое сочинение-эссе, которое выпускники пишут при сдаче ЕГЭ по русскому языку, сохранится», - сообщили в ведомстве.
В Рособрнадзоре напомнили, что итоговое сочинение будет введено в число обязательных выпускных экзаменов российских школьников начиная с 2014-2015 учебного года. Писать сочинение выпускникам предстоит в декабре, а пересдать его можно будет в феврале и конце апреля - начале мая. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением.
Результатом итогового сочинения или изложения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.
В Рособрнадзоре добавили, что со следующего года из ЕГЭ по русскому языку будет исключена часть с выбором ответа. Сократится число заданий с выбором ответа и в ЕГЭ по другим предметам. В ведомстве подчеркнули, что уровень сложности ЕГЭ по русскому языку не снизится после исключения тестовой части.
ЕГЭ по математике с 2015 года будет разделен на базовый и профильный уровни, при приеме в вузы будет учитываться только профильный ЕГЭ. «ЕГЭ по математике будет разделен на два уровня: базовый и профильный. Для получения аттестата можно сдать или базовый, или профильный уровень. Однако успешная сдача базового уровня не даст возможности для поступления в вуз, в котором математика включена в перечень вступительных испытаний», - сообщили в ведомстве.
В Рособрнадзоре пояснили, что, сдавая предмет на базовом уровне, выпускники должны будут доказать владение «математикой для жизни», а профильный экзамен по уровню сложности будет аналогичен ЕГЭ 2014 года.
Базовый уровень будет вводиться по решению регионов, которые сами определят, проводить ли им ЕГЭ по математике на двух уровнях или ограничиться профильным экзаменом.
Представители экспертного сообщества позитивно оценили разделение ЕГЭ по математике на два уровня. «Эта давняя идея, и хорошо, что она наконец-то притворяется в жизнь. Если ребенок не собирается идти в технический вуз, то ему достаточно базового уровня математической грамотности, без логарифмических и тригонометрических уравнений и вычисления производных. Научиться твёрдо решать реальные задачи из жизни, на здравый смысл, элементарно уметь считать и правильно использовать компьютер, где нужно», - сказал агентству ректор Московского педагогического государственного университета, председатель научно-методического совета по математике Алексей Семенов.
Председатель Ассоциации учителей математики Москвы Михаил Случ также отмечает, что решение о разделение ЕГЭ по математике на два уровня назревало давно. «Очевидно, что есть дети с разными способностями и намерениями, поэтому трудно мерять одной линейкой, одним ЕГЭ тех, кто идет на мехмат, и тех, кто вообще не собирается в жизни заниматься математикой», - отметил он.
«Единая шкала на обязательном итоговом экзамене по математике вступала в резкое противоречие со ставкой на развитие индивидуальных образовательных траекторий. Двухуровневый экзамен создаст психологический комфорт для учащихся, родителей, учителей», - считает уполномоченный по правам ребенка в Москве, заслуженный учитель России Евгений Бунимович.