Как рассказали организаторы форума газете ВЗГЛЯД, Вячеслав Никонов в своей лекции подробно остановился на том, каким образом культура и образование создают человека и цивилизацию.
В 1918 году мы провозгласили доступное образование для всех, независимо от имущественного положения, социального статуса
Говоря о русской культуре и русской цивилизации, депутат акцентировал внимание на фигурах просветителей Кирилла и Мефодия, положивших начало уникальной цивилизации трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.
«Россия – великая цивилизация, несущая идеалы добра и справедливости», – сказал лектор. Депутат также напомнил про особую роль советской цивилизации. По его словам, советская образовательная система, позволившая создать атомную энергетику и проложить человечеству путь в космос, для своего времени была крайне передовой. Уровень всеобщего образования в СССР серьезно беспокоил его противников в холодной войне. Никонов рассказал, как в годы правления Дуайта Эйзенхауэра в США была создана комиссия, которая изучала советский образовательный опыт и пробовала привить его на американской почве.
И сегодня, по оценке депутата, в каждом престижном университете мира есть русские преподаватели. «Русский язык в Силиконовой долине, в ЦЕРНе, повсюду», – сказал Никонов. Говоря о современном российском образовании, гость отметил «высокое качество образования дошкольного, младшей школы, бакалавриата и специалитета в высших учебных заведениях». Но, по его словам, на уровне старших классов общеобразовательной школы, в магистратуре и аспирантуре наблюдаются острые и серьезные проблемы. Одна из них кроется в том, что очень многие нынешние абитуриенты и студенты плохо владеют устной и письменной русской речью.
«Система ЕГЭ позволила многим поступить в лучшие вузы, но она демотивировала учиться говорить, писать и учить все предметы», – цитирует Никонова официальный «Твиттер» «Селигера».
Никонов подчеркнул важность дополнительного внедрения сочинений и устных экзаменов, поскольку «необходимо стимулировать учащихся к тому, чтобы грамотно писать и говорить».
В качестве негативного примера образования Никонов указал на нынешнюю Украину. «Людям внушили, что они «великое тысячелетнее племя укров», которое выкопало Черное море. 20 лет на Украине вбивали в головы чушь о древних украх и злых москалях. Мы пожинаем плоды этого. 20 лет этой чуши в учебниках – и мы получили людей, готовых убивать русских. Надо уничтожить украинский фашизм», – сказал депутат.По словам замминистра образования Натальи Третьяк, Россия стала первой в мире страной, признавшей образование как ценность. «В 1918 году мы провозгласили доступное образование для всех, независимо от имущественного положения, социального статуса, половой и этнической принадлежности», – сказала она.
Как отметил «Твиттер» «Селигера», во время общения с участниками Третьяк пришлось непросто. Ее молодые собеседники раскритиковали ЕГЭ и специализацию в средней школе. Третьяк подчеркнула прогрессивную роль действующего российского закона об образовании.
Поскольку в аудитории было много преподавателей общественно-политических дисциплин, замминистра призвала их обратить внимание на «чувствительность учащихся» россиян ко всем изменениям в обществе, возрастающую в обществе ценность образования и, как следствие, повышение общественных запросов к получаемым знаниям. «Образование – не только процесс передачи знаний, но и социальное благо. Наша задача – воспитать гражданина и патриота, способного уважать других и отстаивать собственное мнение», – заверила Третьяк.
Как писала ранее газета ВЗГЛЯД, Всероссийской молодежный форум «Территория смыслов – Селигер» созвали в этом году совместно Роскомолодежь и Роспатриотцентр. Юбилейный заезд на «Селигер» состоялся в пятницу, а официально смена открылась днем позже. На нее в этот раз были созваны молодые аспиранты и педагоги общегуманитарных направлений – философии, социологии и политологии – в возрасте до 30 лет.