Роскомнадзор совместно с ФСБ подготовили проекты подзаконных актов, которые поясняют, какую информацию должны будут хранить интернет-компании о своих пользователях, и какие сайты будут обязаны регистрироваться в Роскомнадзоре, а какие — нет, пишут «Ведомости» со ссылкой на участников рабочей группы при Минкомсвязи, на заседании которой обсуждались эти документы.
Роскомнадзор, по словам его представителя Вадима Ампелонского, разработал документы о порядке уведомления этой службы о начале деятельности в Сети и о ведении реестра блогеров и интернет-компаний, о взаимодействии ведомства с организатором распространения информации. Также Роскомнадзор предложил создать категории для сайтов, которые не должны подпадать под новые нормы.
ФСБ со своей стороны инициировала собственный документ, регламентирующий порядок хранения информации интернет-компании. Из регламента следует, что правоохранительным органам нужны идентификатор пользователя (логин), все адреса электронной почты (как основной, так и той, что используется для переадресации), список всех его контактов, категории контактов (друзья, подписчики), количество и объем полученных и переданных пользователем сообщений, все изменения в аккаунте и попытки его удаления.
Делиться со спецслужбами надо будет и данными о том, когда и какие именно страницы соцсетей, интернет-форумов, блогхостингов посещают пользователи. Власти интересуются даже названием устройств, с которых выходит в интернет пользователь, и тем, какие программы и DNS-серверы при этом использует. Спецслужбам также необходим доступ к данным о платных услугах, которые пользователи приобретают у интернет-компаний, включая сумму и название платежной системы. На продажу товаров через интернет эта норма не распространяется.
Однако, из регламента следует, что компании не обязаны хранить и делиться содержанием переписки, постов, комментариев и других сообщений пользователя.
Чтобы полиция и спецслужбы знали, у кого именно запрашивать данные, компаниям, позволяющим пользователям обмениваться информацией, нужно будет уведомлять о начале своей работы Роскомнадзор. Однако под новые нормы не подпадут образовательные, научные ресурсы, сайты о культуре. Кроме того, интернет-компаниям удалось добиться, чтобы регистрация в Роскомнадзоре была добровольной. В результате компании смогут выбрать - регистрироваться сразу или только после получения запроса от правоохранительных органов.