Суд постановил, что президент обладает далеко идущей свободой слова, передает Deutsche Welle*. Граждане ждут от него реакции на важные общественные события, и здесь он волен выбирать форму общения.
Предыстория судебной тяжбы против президента Германии Йоахима Гаука такова: в августе 2013 года, незадолго до парламентских выборов, Гаук, выступая перед школьниками, остановился на митингах, которые устраивали правые радикалы против открытия общежития для беженцев в восточной части Берлина. «Нам нужны граждане, которые готовы выйти на улицы, чтобы остановить этих ...» Вот здесь президент употребил немецкое слово «Spinner». Перевести его можно по-разному – от «придурка» или «недоумка» до «не совсем адекватного поведения».
На «придурков» и обиделись в НДПГ – и обратились в Федеральный конституционный суд Германии. Аргументировали так: президент обязан хранить партийно-политический нейтралитет и равные шансы всех партий на выборах. Сыграло ли роль крепкое словцо президента или нет, но на выборах в бундестаг правые радикалы из НДПГ получили 1,3% всех голосов. Они не смогли преодолеть пятипроцентный барьер, и в федеральном парламенте страны не представлены. Их иск к президенту рассматривался в общем порядке.
Но «президент должен быть фигурой, которая объединяет всех граждан», подчеркивает эксперт по государственному праву Фолькер Бёме-Несслер. Он должен оставаться нейтральным, он не имеет права давать оценки действиям политических партий.
Суд постановил, что вырванное из контекста слово, которое употребил Гаук, можно счесть оскорбительным. Но ведь президент, указывается в решении суда, употребил его как собирательное обозначение для людей, которые «не восприняли уроков истории и, несмотря на катастрофические последствия национал-социализма, продолжают отстаивать праворадикальные убеждения».
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента