Этот закон был принят Госдумой во вторник. Ко второму чтению в документ был внесен ряд поправок. Как подчеркивал один из авторов инициативы, первый замруководителя фракции «Единая Россия», глава Всероссийского совета органов местного самоуправления Вячеслав Тимченко, регионам теперь предоставлено «право самим определять способы избрания глав муниципальных образований - напрямую населением или из состава представительного органа власти, а также формирования всех органов местного самоуправления на своей территории».
Тимченко отмечал, что новация распространяется и на вводимый документом новый тип муниципального образования. Эти нормы относятся также к депутатам городских дум, а устанавливаться они будут законами конкретного субъекта РФ, которые в свою очередь будут принимать региональные заксобрания. Депутат считает, что нововведения позволят «каждому субъекту найти оптимальную форму организации МСУ, отвечающую как особенностям региона, так и входящих в его состав муниципальных образований», передает ИТАР-ТАСС.
Выбрать из двух моделей местного самоуправления субъекты должны в течение полугода с момента вступления данного закона в силу. Еще три месяца дается для внесения необходимых изменений в уставы всех типов муниципальных образований.
Согласно документу, вводятся два новых типа муниципальных образований - городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В крупных городах предполагается создавать собственные советы депутатов во внутригородских районах.
Впоследствии уже из районных депутатов будет формироваться городская дума. В муниципальных районах (объединяют несколько городских и сельских поселений) формирование представительного органа также предлагается осуществлять путем делегирования от дум поселений, входящих в состав района муниципального района. Кроме депутатов, в него могут также входить главы поселений.
Главу местной администрации или так называемого сити-менеджера будут назначать по контракту на срок, который предусмотрен уставом (муниципального района, городского округа с внутригородским делением) и должен быть не менее двух и не более пяти лет. Кроме того, предусматриваются его прямые выборы населением.
К полномочиям органов госвласти субъекта РФ, согласно документу, не могут «относиться полномочия органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования».
Одновременно инициативой предусмотрено, что законами субъектов могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения, но «с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств».
Как рассказывал Тимченко, в будущем отдельными законами будет уточнен «перечень полномочий различных типов муниципалитетов, прописанных в отраслевом законодательстве». Также, по его словам, необходимо «упорядочить терминологию, исключив дублирование и двоякую трактовку ряда базовых понятий». Кроме того, чтобы определить стабильные источники наполнения муниципальных бюджетов будут внесены изменения в бюджетный и налоговый кодексы.