Документ дает право общественным палатам разных уровней отстаивать в судах права граждан, в случае нарушений их чиновниками, передает ИТАР-ТАСС.
Миссия общественного контроля в том, чтобы заставить коррумпированных и нерадивых чиновников соблюдать законы и понять, что соблюдать общественные интересы намного безопаснее
Как подчеркнул в среду на заседании Госдумы полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх, в настоящее время «есть определенные проблемы, связанные со взаимоотношениями государства, власти и соответствующих общественных институтов».
«Чтобы стимулировать работу в этом направлении, поставить власть под более четкий и жесткий контроль и предложена эта законодательная инициатива», - добавил он, напомнив, что о ней, в частности, шла речь в Послании президента.
В свою очередь представитель Общественной палаты (ОП) РФ Иосиф Дискин, отметил, что работа над документом велась в течение четырех лет.
«Миссия общественного контроля в том, чтобы заставить коррумпированных и нерадивых чиновников соблюдать законы и понять, что соблюдать общественные интересы намного безопаснее», - пояснил представитель ОП.
Как отмечается в пояснительных документах, «законопроект направлен на организацию и осуществление общественного контроля за деятельностью органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия». В соответствии с этими положениями, законом будет регулироваться сфера ЖКХ, образования, здравоохранения, культуры и другие области.
В то же время законопроект не затрагивает выборные компании и референдумы, а также не регулирует целую группу других общественных отношений, так как эти отношения регулируются отдельными законами. В частности, документом не регулируется обеспечение обороны страны и госбезопасности, общественной безопасности и правопорядка, деятельность полиции, следствия, прокуратуры и судов, службы исполнения наказаний, госнаркоконтроля, содержания детей-сирот, оказание психиатрической помощи.
Субъектами общественного контроля, согласно законопроекту, могут быть Общественная палата России, общественные палаты регионального и местного уровней, общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти и местного самоуправления. Для его осуществления могут создаваться также общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы общественного контроля и так далее. При этом все они обязаны обнародовать информацию о результатах общественного контроля в открытом доступе, за исключением информации, содержащей гостайну, персональные сведения и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
При осуществлении контроля они призваны взаимодействовать с органами госвласти и местного самоуправления. Субъекты общественного контроля, согласно документу, смогут запрашивать у них необходимые данные, за исключением информации, содержащей гостайну и персональные сведения. Чиновников обяжут рассматривать итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, и учитывать содержащиеся в них предложения, рекомендации и выводы.
Кроме того, отмечается, что «общественные контролеры» не могут необоснованно вмешиваться в деятельность госорганов и создавать препятствия для их законной деятельности. Также они не имеют права вмешиваться в сферу деятельности политических партий.
Законопроектом предусматривается, что общественный контроль будет осуществляться в виде общественного мониторинга, проверки или экспертизы, а также в форме общественных обсуждений и слушаний. В случае нарушения прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных НКО, субъект общественного контроля вправе поставить перед соответствующими государственными и муниципальными органами вопрос об ответственности виновных должностных лиц. Они также могут обращаться в суд «в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных НКО».
Документом устанавливается, что граждане могут участвовать в осуществлении общественного контроля на добровольной основе в качестве общественных контролеров, инспекторов и экспертов, а также в составе общественных объединений и иных НКО.
Отдельно подчеркивается, что субъекты общественного контроля должны быть независимы от органов госвласти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и соблюдать нейтралитет, исключающий «возможность влияния решений политпартий на деятельность по осуществлению общественного контроля». Участие в осуществлении общественного контроля не допускается при наличии конфликта интересов и личной заинтересованности.
«Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля и его участников, а также необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля и его участников в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления ... и оказание неправомерного воздействия на указанные органы и организации влечет ответственность, установленную законодательством России», - подчеркивается в пояснительной записке.
Выступая сегодня на заседании нижней палаты российского парламента, некоторые депутаты выразили опасение, что власти не будут считаться с общественным контролем.
«У нас есть масса организаций, которые ходят, жалуются, судятся, а результата нет», - считает в частности депутат от фракции КПРФ Владимир Федоткин.
«Суды проигрывают, потому что они практически всегда на стороне власти, я боюсь, что мы закон примем, а с ним никто считаться не будет», - посетовал он. Кроме того, ряд парламентариев опасаются, что документ не будет способствовать активизации общественных советов при различных ведомствах, которые находятся в достаточно пассивном состоянии.