В законопроекте, который был рассмотрен в правительстве России, предлагалось имплементировать в законодательство комплекс прав подозреваемого, в частности возможность телефонного звонка родственникам и требование обязательного присутствия адвоката, который в американской практике известен как «правило Миранды», передает ТАСС.
Сенаторы предлагали дополнить статью 92 УПК России частью, устанавливающей, что при составлении протокола задержания обязательно участие защитника.
Согласно действующей редакции, «дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет (об этом) кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников, или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому».
Правительство в целом поддерживает законопроект, однако в отзыве высказывает ряд замечаний. В частности, по мнению правительства, предлагаемые изменения были подготовлены без учета положений УПК России, согласно которым «задержанные по подозрению в совершении преступления лица вправе пользоваться помощью защитника в уголовном деле с момента фактического задержания и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого».
Кроме того, в правительстве полагают, что «предоставляемое законопроектом подозреваемому исключительное право самостоятельно уведомлять о своем задержании продолжительностью не менее пяти минут может создать условия для разглашения данных предварительного расследования, например в случае, если разговор подозреваемого с указанными лицами происходит на языке, которым дознаватель или следователь не владеют».
«Предполагаемая законопроектом возможность сохранения в тайне факта задержания не будет распространяться на отдельные категории подозреваемых, уведомление о задержании которых в зависимости от их статуса является обязательным и также может повлечь разглашение данных предварительного следствия», – отмечается в отзыве на законопроект.
В правительстве также указывают, что «содержащееся в редакции законопроекта право дознавателя, следователя сохранять в тайне факт задержания подозреваемого не согласуется с их обязанностью предоставить подозреваемому возможность уведомить родственников и защитников о своем задержании».