«На момент старта самолета, судя по всему, полоса была свободна – диспетчер старта должен был убедиться в этом, и уже потом дал команду на взлет, - рассказал он газете ВЗГЛЯД. - Дальше пошел разгон и где-то уже в середине полосы или даже ближе к концу выскочила эта снегоуборочная машина».
По словам эксперта, за происходящим теоретически должны были наблюдать, как минимум, два человека – диспетчер старта и диспетчер руления.
При этом заметить машину, если ее водитель решил нарушить правила и предотвратить трагедию, было сложно:
«Во-первых, там была очень плохая видимость, и визуально увидеть вообще ничего было нельзя. А во-вторых, существует так называемый обзорный локатор. Он должен был заметить выезд техники. Но, к сожалению, этот прибор не передает картинку в режиме реального времени, а меняет ее раз в 10-15 секунд. Таким образом, отреагировали бы все равно с опозданием, и ничего поделать было бы уже нельзя».
«Самолету уже был дан старт, происходил разгон на скорости 200 км в час, он должен был уже отрываться от земли и если кто-то в этот момент выскакивает, то уже все... Не знаю, что его понесло туда», - посетовал специалист.
Также Бабич отметил, что всю технику в аэропорту контролируют аэродромные службы. Соответственно, когда проводятся любые работы на поле, техперсонал в обязательном порядке запрашивает на это разрешение, чего в данном случае, судя по всему, не было. Так, например, во время сильного снегопада принято каждый час в течение 10-15 минут останавливать всю работу аэропорта, и на взлет, и на посадку и убирать снег. Потом машины уезжают и полеты возобновляются.
По словам эксперта, работа российских аэропортов практически не отличается от зарубежных. Везде действуют достаточно унифицированные нормы, принятые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).
И за рубежом и в России водитель машины, выехавшей на поле, должен был пройти медосмотр перед сменой.
«Но с другой стороны, если даже он прошел, кто ему мешает принять на грудь потом? – задался вопросом собеседник газеты ВЗГЛЯД. – Такое исключить тоже нельзя. Были случаи, когда и экипажи самолетов оказывались пьяными, хотя проходили все необходимые осмотры»
Напомним, при столкновении легкомоторного самолета со снегоуборочной машиной в аэропорту Внуково погибли четыре человека, включая президента французского энергетического концерна Total Кристофа де Маржери.
Сообщалось, что бизнесмен прилетал в Москву для участия во встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, посвященной иностранным инвестициям в Россию.
Total является одной из крупнейших нефтяных компаний в мире. Она имеет активы и в России. В частности, ей принадлежат 18% акций крупнейшего независимого производителя газа НОВАТЭК и 20% в совместном с ним проекте «Ямал СПГ».
СК России возбудил по факту катастрофы уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
В числе приоритетных версий трагедии следователи уже назвали ошибку диспетчеров и действия водителя снегоуборочной машины. Также проверяются версии неблагоприятных погодных условий и ошибки пилотирования. Кроме того, следователи установили, что в момент столкновения водитель снегоуборочной машины аэропорта был пьян.