«Опрос в очередной раз продемонстрировал, что целевые аудитории Навального и Рыжкова – несмотря на то, что обоих оппозиционеров причисляют к либеральному лагерю – практически не пересекаются», - подчеркивает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Эксперт отмечает, что опрос, который проводился «Эхом Москвы» начиная с 2 января параллельно по телефону и на интернет-сайте радиостанции, дал показательно различные результаты.
Радикализм Навального отталкивает аудиторию «Эха Москвы»
На вопрос, кого из оппозиционеров - блогера Алексея Навального или лидера Республиканской партии Владимира Рыжкова, следует предпочесть в случае «возможного разделения» оппозиции, участники голосования ответили следующим образом: в сети 26% предпочло Рыжкова и 66% - Навального, а по телефону - 58% Рыжкова и 41% - Навального.
Аудитории обоих оппозиционеров не составляют единого целого, различаются практически по всем показателям, отмечает Абзалов - и следовательно, ни один из «фигурантов» опроса не может использовать аудиторию соперника в своих интересах.
«Аудитория Навального – преимущественно мужчины до 35 лет, с высоким уровнем заработка, проживающие в Москве и ее пригородах, и Санкт-Петербурге, - отмечает Абзалов. - Здесь много фрилансеров, и людей, которые трудятся неполный рабочий день. Среди профессий можно выделить IT-специалистов».
Целевая аудитория Рыжкова – иная, она ближе к электорату партии «Яблоко», прололжает эксперт. «Это как раз то, что принято называть либеральной интеллигенцией», - поясняет Абзалов. - Как и в случае «Яблока», здесь достаточно велик процент женщин. Хотя молодежь присутствует, но основной возраст – «З5+», достаточно много людей в возрасте 50-60 лет. По большей части это жители регионов. С профессиональной точки зрения достаточно много университетской профессуры».
В конечном счете, электорат Рыжкова ближе к аудитории самого «Эха Москвы», считает эксперт, он более умеренный игрок, а аудитория Навального настроена более радикально.
«По большому счету, общее у них то, что в свое время они оказались на одной площадке - РПР-ПАРНАС», - отмечает Абзалов.
Однако фактически, напомнил он, оба не имеют к этой партии серьезного отношения: Республиканская партия, возглавляемая Рыжковым, и предоставившая общей партии свои региональные отделения, может отколоться от РПР-ПАРНАС, а сторонники Навального (баллотировавшего от РПР-ПАРНАС на выборах мэра Москвы) пытаются зарегистрировать другую партию - «Народный альянс». «РПР-ПАРНАС воспринималась как «хаб» для разных политиков, среди которых были сильные игроки, такие как Навальный и Рыжков, и слабые, такие как Борис Немцов, и в какой-то мере, Илья Яшин*», - поясняет Абзалов.
По словам эксперта, радикализм Навального в какой-то мере отталкивал целевую аудиторию Рыжкова, особенно в регионах, и, соответственно, умеренность Рыжкова была не на руку Навальному. Кроме того, у Рыжкова и Навального принципиально различаются не только электорат, но и «игровое поле». «Фактически, из крупных выборов до 2016 года у Навального остались только выборы в Мосгордуму, на которых можно идти через либеральный и радикальный сегмент, - поясняет Абзалов. - Но здесь у него потенциально большие проблемы: справа конкурируют националисты, а слева делать нечего - этот электорат принадлежит КПРФ, а еще левее - может симпатизировать различным «фронтам» Сергея Удальцова».
Рыжкову же, по мнению Абзалова, предстоит еще очень много избирательных кампаний, которые пройдут в субъектах федерации. «Он может рассчитывать на либеральный сегмент, и, возможно, будет пытаться отбирать голоса справа у тех же самых эсеров, которые как раз на протестном электорате прошли в Госдуму, серьезно расширив свою электоральную базу», - отмечает политолог, добавляя, что «в отличие от целевой аудитории Навального потенциальные сторонники Рыжкова более дисциплинированы».
* Признан(а) в РФ иностранным агентом