Как сообщил «Известиям» источник, несколько групп, которые уже сформированы, в понедельник утром начнут одновременную проверку Московского института теплотехники (МИТ), который разработал «Булаву», Воткинского завода, который ее построил, и еще нескольких предприятий, изготовивших ключевые узлы и агрегаты ракеты.
Если комиссия обнаружит нарушение технологии производства или ошибки организационного плана, ракеты «Булава» будут возвращены на завод для диагностики
«Если комиссия обнаружит нарушение технологии производства или ошибки организационного плана, ракеты «Булава» будут возвращены на завод для диагностики, а приемка других изделий завода – приостановлена до устранения недостатков», – пояснил источник.
Он добавил, что один из инициаторов проверки – министр обороны Сергей Шойгу. Комиссия должна завершить работу и представить свои выводы до 1 октября 2013 года. О возврате какого количества ракет может идти речь, источник не уточнил, ссылаясь на гостайну. Отметим, что количество ракет «Булава», состоящих на вооружении ВМФ, еще никогда не называлось.
Первый заместитель генерального директора Воткинского завода Сергей Проскурин в свою очередь сказал, что на предприятии готовы к проверке. «Мы готовы к любой комиссии. У нас были проверки после других неудачных пусков «Булавы», но вины Воткинского завода не было обнаружено ни разу. Мы собираем ракеты по конструкторско-технологической документации, уровень качества у нас достаточно высокий, этому есть подтверждения», – отметил он.
Проскурин добавил, что не знает о решениях Минобороны вернуть ракеты на завод, отметив, что поручить провести дополнительную проверку изделий военные могут.
Топ-менеджер Воткинского завода также заявил, что никаких указаний о приостановке производства или поставок Минобороны других типов продукции завода не было, и производство ракет сейчас идет в плановом режиме. При этом он не стал называть причины неудачного полета ракеты: «Это должны сделать профессионалы, изучив все данные телеметрии».
По словам Проскурина, в состав комиссий обычно входят представители Минобороны, Военно-промышленной комиссии при правительстве, различных предприятий оборонно-промышленного комплекса страны, а также сотрудники научно-исследовательских институтов и ученые.
Главком ВМФ Виктор Чирков, возглавляющий комиссию по расследованию причин аварии «Булавы», сообщил, что члены комиссии уже приступили к работе. Обсуждать график и задачи проверок предприятий он отказался, сославшись на закрытость данных.
Генеральный конструктор МИТа Юрий Соломонов, оставивший в 2009 году пост генерального директора института после пятого неудачного пуска «Булавы», также отказался комментировать предстоящую проверку. Его пресс-секретарь Александр Тумаков пояснил, что «Юрий Семенович не хочет об этом говорить».
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко считает, что главная ответственность за неудачный пуск лежит на Министерстве обороны. «Как показали результаты расследования предыдущих неудачных пусков «Булавы», конструктивных недостатков у ракеты нет, конструктивно это изделие состоявшееся и законченное. Причина неудач – плавающая ошибка, которая связана с низким качеством производства. А низкое качество – из-за деградации кадрового потенциала и неправильной работы военной приемки. Если военпреды приняли некачественную ракету, это их недоработка. Поэтому главная проблема «Булавы», конечно, не производственная, а организационная», – отметил он.
В акватории Белого моря 6 сентября в ходе госиспытаний «Александра Невского» был произведен пуск «Булавы» по полигону Кура на Камчатке. Ракета штатно вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полета произошел сбой в работе бортовой системы ракеты, в автоматическом режиме прошла команда на выключение двигателей, и ракета утонула в акватории Северного Ледовитого океана.
В связи с этим министр обороны России Сергей Шойгу решил приостановить государственные испытания атомных подлодок «Александр Невский» и «Владимир Мономах» и провести пять дополнительных пусков МБР «Булава». Для выяснения причин инцидента была создана комиссия под руководством главнокомандующего ВМФ адмирала Виктора Чиркова.