Герц подчеркнул, что состоявшаяся инспекция – единственная проверка данного объекта, предусмотренная российско-американским Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (новым ДСНВ), передает ИТАР-ТАСС.
Билл Герц назвал визит секретным, но добавил, что ему подтвердили факт проведения инспекции сотрудники Пентагона и Госдепартамента США.
Бывший сотрудник аппарата сенатского комитета по иностранным делам Томас Мор пояснил, что США изначально выступали против включения в ДСНВ пункта об инспекции пяти ракет-перехватчиков наземного базирования на базе Ванденберг, но Россия на нем настояла.
«Соединенные Штаты обязаны не позднее трех лет со времени вступления договора в силу провести в Ванденберге одноразовую презентацию, чтобы показать Москве, как они отличают шахты наземных ракет-перехватчиков от шахт МБР (межконтинентальных баллистических ракет)», – сказал Мор.
По его словам, пять шахт для перехватчиков были переоборудованы из шахт для МБР еще до заключения договора. Такое же переоборудование других шахт по ДСНВ запрещено. Инспекция призвана подтвердить, что переоборудованные шахты «по-прежнему остаются неспособными запускать стратегические наступательные вооружения», то есть их не переделали обратно под МБР, заявил эксперт.
На его взгляд, инспекция не свидетельствует о намерении властей США проявлять дополнительную транспарентность в диалоге по ПРО с Россией, поскольку в данном случае речь идет о давно решенном вопросе. Тем не менее, по мнению Герца, «визит россиян, вероятно, вызовет обеспокоенность на Капитолийском холме (в Конгрессе США) со стороны республиканцев, выступающих против того, чтобы администрация делилась с русскими технологиями ПРО».
Российско-американский Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (новый ДСНВ) был подписан 8 апреля 2010 года в Праге. Вступил в силу 5 февраля 2011 года.
Договор предусматривает, что каждая из сторон сокращает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали: 700 единиц – для развернутых МБР, ТБ и БРПЛ; 1550 единиц – для боезарядов на них; 800 единиц – для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ.
Договор также обязывает Россию и США обмениваться информацией о количестве боеголовок и носителей два раза в год.
Напомним, ранее администрацию Обамы за идеи разоружения раскритиковали представители оппозиционной Республиканской партии. Они утверждают, что инициативы президента страны являются несвоевременными и могут быть восприняты как слабость США.