«Как можно говорить о ее несоответствии, если именно эта видеозапись, а не запись на диске, которую изъяла прокуратура в ходе работы комиссии главного штаба, повлияла на невозможность написания в акте расследования про неподготовленность личного состава экипажа», – приводит слова Войтовича РИА «Новости».
По его словам, судьба оригинала записи на данный момент неизвестна, поскольку диск был изъят прокуратурой сразу после аварии, а прослушать содержание диска вне лодки возможно было только в Приморье на предприятии «Аврора», имевшем точно такую же аппаратуру, но при этом являющемся одной из заинтересованных сторон конфликта.
«Запись, которая опубликована в прессе, совершенно аналогична записи с изъятого прокуратурой диска, только дополнительно несет видеоизображение прибора и подтверждает безукоризненность действий командира и экипажа в соответствии с «Руководством по борьбе за живучесть» ВМФ», – уточнил собеседник агентства.
Он отметил, что это уже не первый случай, когда сведения, предоставляемые в СМИ прокуратурой, оказываются излишне «субъективными». И это, скорее всего, связано с попытками защитится от общественной критики, окружающей повторный судебный процесс, добавил он.
Так Андрей Войтович прокомментировал распространенную ранее во вторник военной прокуратурой Тихоокеанского флота информацию о том, что никакой секретной «видеозаписи» с аварией на АПЛ «Нерпа» не существует.
В прокуратуре отмечали, что на данной подводной лодке просто не было системы видеоконтроля. В ведомстве предположили, что журналисты, написавшие об этом, скорее всего, имели в виду запись из аудиорегистратора событий, которая уже была полностью изучена в ходе следствия.
В понедельник прокуратура назвала публикацию переговоров с «Нерпы» «высасыванием сенсации из пальца».
На видеозаписи инцидента, опубликованной 21 апреля порталом «Свободная пресса», слышны переговоры моряков во время аварии. Запись прокомментировал изданию контр-адмирал запаса Андрей Войтович, занимавший ранее должность замначальника штаба Тихоокеанского флота.
По его словам, командовавший подлодкой Дмитрий Лаврентьев принял в аварийной ситуации быстрые и профессиональные решения, позволившие свести к минимуму число погибших. В случае любых других действий, считает Войтович, погибли бы все находившиеся на борту люди, а сама подводная лодка была бы потеряна.
Авторы материала также отмечают, что следствие до сих пор не выяснило, как в систему пожаротушения, помимо фреона, попал ядовитый газ тетрахлорэтилен.
Напомним, к повторному рассмотрению уголовного дела об аварии на «Нерпе» Тихоокеанский флотский военный суд приступил в июле 2012 года. На первом заседании защите обвиняемых: капитана Дмитрия Лаврентьева и матроса Дмитрия Гробова – удалось добиться того, чтобы дело вновь рассматривалось коллегией присяжных.
В итоге собрать коллегию присяжных по этому делу суд пытался с лета 2012 года. Были предприняты три попытки: 17 августа, 25 сентября и 31 октября. Все они провалились из-за низкой явки кандидатов в присяжные. Коллегию присяжных удалось собрать с четвертой попытки только 7 декабря 2012 года.
Авария на подлодке произошла во время ходовых испытаний в Японском море. В ночь на 9 ноября 2008 года на АПЛ внезапно сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в результате чего произошел выброс фреона, в двух отсеках задохнулись 20 человек: трое военных и 17 гражданских специалистов.
Обвиняемыми по делу об аварии на подводной лодке «Нерпа» проходили капитан этой АПЛ Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист старшина Дмитрий Гробов. Лаврентьеву вменяли ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий – смерти по неосторожности – двум и более лицам), предполагающую санкции до 10 лет лишения свободы. Суд присяжных оправдал обоих обвиняемых, но 4 мая 2012 года коллегия Верховного суда РФ отменила оправдательный приговор.