Премьер-министр России Дмитрий Медведев, говоря о кипрском кризисе, настаивал, что решение должно быть найдено с участием «всех заинтересованных сторон, в том числе и российских структур». Однако атмосфера во время его встречи с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу была напряженной, сообщает BBC со ссылкой на Financial Times.
По данным издания, за кулисами обе стороны были возмущены друг другом. Россия обвиняет Евросоюз в том, что тот не провел с ней консультации о плане экстренной финансовой помощи Кипру, в рамках которого власти острова конфисковали бы около 5,8 млрд евро со счетов в кипрских банках, где значительный процент денег принадлежит россиянам.
А Евросоюз возмущен тем, что громогласная критика этого плана со стороны Москвы, видимо, и подстегнула кипрских парламентариев отказаться от него.
Financial Times напоминает, что прошло уже почти четверть века с тех пор, как Михаил Горбачев предложил европейским странам вместе с Россией строить общий европейский дом. И Дмитрий Медведев упомянул эту же фразу в ходе беседы с иностранной прессой.
Но кризис в странах еврозоны означает, что Россия больше не считает Европу образцом для подражания. И более консервативные фигуры, в том числе и Владимир Путин, открыто выражают свое презрение к Европе.
Издание приводит мнения российских аналитиков, которые считают, что Москва уходит от сотрудничества с Европой и вместо этого пытается реинтегрировать бывшие советские республики в так называемый Евразийский союз. И кипрский кризис может лишь усилить эту тенденцию.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее в пятницу стало известно, что из-за переговоров с «тройкой» кредиторов заседание парламента Кипра, на котором должен обсуждаться новый план спасения экономики острова, было отложено.
Финансовая система Кипра, правительство которого в четверг окончательно отказалось от идеи налога на депозиты, по-прежнему остается под угрозой дефолта.
Власти Кипра заявили о своем решении создать инвестиционный фонд, чтобы изыскать средства для снижения списаний по депозитам. По некоторым данным, в создании этого фонда может принять участие Россия.
Кипрская делегация 20-21 марта обсуждала с Россией условия предоставления финансовой помощи. Чтобы избежать дефолта, Кипр пытается привлечь средства, предлагая доли в банках и проектах по разработке газовых месторождений. Также обсуждалась возможность реструктуризации российского госкредита на 2,5 млрд евро с продлением срока и снижением ставки.
Однако в пятницу министр финансов России Антон Силуанов заявил, что Москву не заинтересовали предложения Кипра.
А министр финансов Кипра Михалис Саррис рассказал, что российская сторона готова обсуждать только продление уже выданного кредита на 2,5 млрд евро. Потом он развил свою мысль и рассказал подробнее о ходе переговоров.
Что касается отношений с Евросоюзом, отметим, что 21 марта премьер-министр России Дмитрий Медведев поднял проблему системы раннего оповещения о финансовых кризисах, так как плохое состояние дел в этом вопросе наглядно продемонстрировал кипрский кризис.
«Система раннего оповещения работает не очень хорошо и в Евросоюзе, и в наших стратегических отношениях. Она тоже не занимает должного места. Надо этим заняться», – призвал премьер.
Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу ранее признал, что Россия не была осведомлена о решении Еврокомиссии обложить налогом вклады в банках на Кипре.
«Россия не была осведомлена о решении членов Еврокомиссии по Кипру, но об этом не знало и европейское сообщество», – пояснил он.
По его словам, «не было заранее принятого решения».