В третьем чтении документ планируется рассмотреть на пленарном заседании 22 марта, передает ИТАР-ТАСС.
Законопроект направлен на повышение качества правового регулирования отношений, связанных с прогнозированием и планированием государственных и муниципальных закупок, проведением процедур отбора поставщиков (исполнителей, подрядчиков), мониторингом, надзором, контролем и аудитом результатов исполнения контрактов.
Законопроект содержит положения, направленные на обеспечение максимальной прозрачности процессов закупки и усиления общественного контроля за закупками, повышения его эффективности за счет возможности проконтролировать закупки еще на этапе планирования. В Единой информационной системе (ЕИС) помимо информации о размещении заказов будут размещаться планы закупок, отчеты о проведенных закупках, результаты контроля, аудита и надзора, реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр недобросовестных поставщиков, реестр жалоб и т.д. Это позволит проследить достижение конечных результатов и оценить их соответствие тем целям и задачам, которые заказчик изначально запланировал в планах-графиках. Информация, содержащаяся в ЕИС, будет публиковаться на официальном сайте.
Планирование закупок будет осуществляться заказчиками путем формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков. Особенности планирования закупок в рамках гособоронзаказа устанавливаются соответствующим федеральным законом. Планы закупок должны содержать информацию о наименованиях объектов закупок и их описание, целях и объемах закупок, объемах финансового обеспечения закупок, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, обоснование закупок и др.
Законопроект содержит пять методов определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен. Осуществление закупок будет производиться заказчиками с использованием конкурентных способов определения поставщиков или путем закупки у единственного поставщика. К таким способам отнесены конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. При наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком. Проект закона устанавливает условия организации централизованных закупок.
По общему правилу заказчики обязаны будут осуществлять закупки у субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей.
Для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия его условиям заказчик будет обязан провести экспертизу своими силами или с помощью привлеченных экспертов. Участие таких экспертов обязательно в случае, когда закупка осуществлялась у единственного поставщика.
Мониторинг закупок будет осуществляться с использованием Единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации. Результаты мониторинга по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется федеральным органом власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в правительство РФ. Аудит в сфере закупок будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Плановые проверки в сфере закупок будут проводиться государственными и муниципальными органами не чаще одного раза в шесть месяцев. Проверки могут проводиться в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок. При выявлении нарушений будут контрольные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, выдавать предписания об устранении нарушений, обращаться в суд с исками о признании состоявшихся закупок недействительными.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.