За основу взят недоделанный корпус фрегата «Туман» проекта 11540 (головной корабль «Ярослав Мудрый»), постройку которого приостановили в 1990-е годы из-за отсутствия финансирования. Корпус стоит у стенки на Калининградском судостроительном заводе «Янтарь», и его доделают по обновленному проекту, уточнил источник «Известий» в главкомате.
Спецификация только формируется, а финансирование проекта в 2013 году не запланировано, но известно уже, что флот хочет в первую очередь корабль со сверхсовременным противолодочным оружием и гидроакустическими комплексами. Заказ на разработку бортовых систем и изменения корпуса отдан центральному НИИ имени Крылова и 1-му центральному НИИ ВМФ. Они должны представить документацию на утверждение министра в четвертом квартале нынешнего года.
На мелководной Балтике ни у кого нет атомных субмарин, и здесь главенствует Германия с огромным опытом и традициями подводного плавания. В НАТО ей не ставились задачи по борьбе с советским океанским флотом, поэтому немцы занимались строительством неатомных лодок. Они выпустили несколько удачных серий, как тип 206, а сейчас создали бесшумные субмарины проекта 212/214 с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). На Балтике с обширными отмелями и прибрежными зонами лодки с ВНЭУ гораздо эффективнее атомных. Их активно закупают многие страны мира, и именно с таким классом подводных лодок должен бороться перспективный российский фрегат.
Немецкая флотилия в Киле насчитывает пять современных корветов, пять подводных лодок типа 212 и 10 малых ракетных кораблей. В соседнем Вильгельмсхафене базируется 15 новых фрегатов.
Балтийский флот России нынче представляет собой лишь тень советского. В строю только семь относительно крупных надводных кораблей, а флагман флота – это всего лишь эсминец «Настойчивый» водоизмещением 7–8 тысяч тонн, спущенный на воду в 1991 году. На ходу и вовсе пять кораблей, в том числе два сторожевика проекта 11540 «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», собратья «Тумана».
В 2009 году «Ярослав Мудрый» был достроен после длительной консервации, и тогдашний главком Владимир Высоцкий заявил, что не заинтересован в «Тумане». Однако теперь он сгодился по двум причинам. Во-первых, корпус готов, доработок не требует. Во-вторых, у него немалое водоизмещение – 4,5 тысячи тонн. По первоначальному проекту в нем предусмотрена лишь одна установка противокорабельных ракет Х-35, так что остается много места для сложного противолодочного оборудования и вооружения.
В-третьих, автономность плавания фрегатов 11540 – почти 30 суток, и этого с лихвой хватит для Балтики.