Официальное название комплекса в технической документации - «Автомобиль с комплексом радиационного и химического мониторинга с возможностью проведения лабораторного анализа». Его предварительная стоимость - 45 млн рублей.
Эта лаборатория должна представлять собой ничем не примечательный синий микроавтобус Volkswagen Crafter с удлиненной базой
Эта лаборатория должна представлять собой ничем не примечательный синий микроавтобус Volkswagen Crafter с удлиненной базой. Дорогая начинка находится в фургоне за кабиной водителя, который разделен на две части - рабочую и техническую. В первой и предполагается установить аппаратуру. Большинство приборов заказываются в двойном экземпляре и должны быть переносными, за исключением разве что специальных вытяжек для взятия проб воздуха.
Список «начинки» микроавтобуса, который будет поставлен изготовителями в одно из подразделений ФСО на Мосфильмовской улице в Москве, впечатляет: спектрометр ионной подвижности для идентификации токсичных химических веществ в воздухе и на грунте, спектрометр для изучения неизвестных жидкостей, в том числе «аварийно-химически опасных веществ и боевых отравляющих веществ», хромато-масс-спектрометр для обнаружения тех же веществ, Раман-спектрометр для идентификации «химических веществ в твердом и жидком агрегатном состоянии», прибор для определения ртути, дозиметр-радиометр, гамма-спектрометр активности гамма-излучающих радионуклидов и еще несколько сложнейших детекторов и блоков с труднопроизносимыми названиями.
Контролировать аппаратуру будут несколько компьютеров с различным программами. Для обеспечения чистоты воздуха в салоне планируется смонтировать фильтровентиляционную систему.В фургоне разместят также три защитных костюма, специальные маски-противогазы, огнетушители и два «ранцевых прибора для распыления жидкостей». Последние предназначены для детоксикации боевых отравляющих веществ или биологического заражения. Предполагается, что в ранце будет не менее 5 л «средства полидегазирующего и дезинфицирующего», сделанного на основе перекиси водорода, крахмала, аммонийных соединений, щавелевой кислоты и воды.
Предполагается, что радиус действия лаборатории на колесах составит до 500 км.
Источник в спецслужбах отметил, что автомобиль с подобной аппаратурой обычно не входит непосредственно в кортеж первых лиц государства. Но его персонал из экспертов в обязательном порядке обследует «места постоянного и временного пребывания лиц, подлежащих государственной охране».
«Польза от такого автомобиля заключается в том, что обычно обследование на зараженность экспертами или специалистами-военными привлекает внимание. С помощью же этой передвижной лаборатории это можно сделать совершенно незаметно», - поясняет источник.
Он также отметил, что цена в 45 млн - это далеко не предел для подобной техники и бывают намного более сложные, а соответственно, и дорогие образцы.
Глава международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер пояснил, что разработка подобных скрытых от посторонних глаз лабораторий на колесах началась еще в 1960–1970-е годы, когда по миру прокатилась череда политических убийств в ходе «народно-освободительной борьбы», охватившей целый ряд стран. По его словам, первые такие машины были довольно примитивны, но с годами аппаратура все усложнялась.
«Те машины, которые используются сейчас, были разработаны уже в 80-е годы прошлого века. Вообще позволить себе подобный «штучный товар» могут только мощные службы безопасности первых лиц всего нескольких стран», - говорит эксперт.
По его словам, подобная аппаратура, помимо российской ФСО, имеется у спецслужб США, Китая, Северной Кореи, Индии, Японии и Германии. И обусловлено это уровнем развития самой страны или же политическими особенностями охраны ее лидера. Он также подчеркнул, что предотвращение покушения на высших лиц государства с помощью боевых отравляющих веществ уже не является основной целью лабораторий на колесах.
«Попытки таких покушений когда-то были, но сейчас все же речь в первую очередь идет об экспресс-диагностике окружающей среды на предмет заражения из-за загрязнения экологии, вредных выбросов», - пояснил Линдер.
При этом он отметил высочайшую эффективность таких средств мониторинга, пояснив, что число таких машин является секретом. Очевидно, что будет куплен не один автомобиль, поскольку сотрудники соответствующего подразделения ФСО должны находиться на круглосуточном дежурстве в постоянной готовности к выезду, пишут «Известия».