«Речь может идти о мошеннических схемах накануне дефолта в России 1998 года, когда из Федерального резервного банка Нью-Йорка на счет Republic National Bank, принадлежащий компаньону Браудера Эдмонду Сафре, были переведены 4,8 млрд долларов, предназначенные для стабилизационных операций ЦБ России. Отследить эти деньги впоследствии не удалось, сам Сафра погиб в ходе пожара в Монако в 1999 году», – сказал источник РИА «Новости».
По его словам, после этого созданный для работы в России фонд Hermitage Capital Management под управлением Браудера начал активную инвестиционную деятельность в России.
Схема Магнитского не только позволяла обойти законодательство, но и в семь раз снизить выплаты налогов
«Одна из первых операций этой компании – скупка акций Газпрома, несмотря на запрет в то время их продажи иностранцам. В ходе следствия в компьютере Магнитского была обнаружена детальная схема реализации подобных операций. В частности, Магнитский предложил создать специальное предприятие, состоящее из двух компаний, зарегистрированных в Калмыкии. Кроме этого, дополнительная компания для сопровождения этих операций была создана в кипрском офшоре», – сообщил он.
«Подобная схема Магнитского позволяла не только обойти законодательство, но и в семь раз снизить выплаты налогов. Впоследствии подобных фирм под руководством Магнитского было создано более 20, в том числе в Читинской области и Бурятии. После обысков в июле 2007 года в офисах Hermitage Браудер спешно выехал в Англию, оставив Магнитского разбираться с возникшими проблемами», – сказал источник.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в 2007 году инвестиционный фонд Hermitage посетили с обыском сотрудники Следственного комитета при МВД. В ходе обысков в офисе были изъяты печати и документы нескольких дочерних компаний фонда.
Затем, согласно версии руководителя фонда Уильяма Браудера, эти компании при странных обстоятельствах поменяли хозяев, во главе их стали непонятные криминальные элементы.
Обновив руководство, компании подали в суд иск о возврате налогов на сумму 5,4 млрд рублей, который был в беспрецедентно короткие для подобных дел сроки удовлетворен. Уильям Браудер, заявивший о хищении компаний у него и миллиардов из российского бюджета, был обвинен в уклонении от уплаты налогов и уехал из России.
Сотрудник компании Firestone Duncan Сергей Магнитский продолжил писать заявления о преступлениях, совершенных с участием следователей СК при МВД, но в итоге сам был привлечен к уголовной ответственности и в конце 2008 года оказался в СИЗО.
Дело в отношении него было доверено тем самым сотрудникам, которых он обвинял в хищении. Магнитского обвиняли в соучастии в уклонении от уплаты налогов. В тюрьме Магнитский жаловался, что с ним не проводят никаких следственных действий, но предлагают признать вину и выйти на особый порядок судебного разбирательства.
Магнитский умер в московском следственном изоляторе 16 ноября 2009 года.
Причиной его смерти была названа острая сердечно-сосудистая недостаточность. Защита Магнитского заявляла, что он не раз жаловался на состояние здоровья и просил провести медицинское обследование.
В июле 2011 года Следственный комитет России завершил дополнительную медэкспертизу, по итогам которой заместителю начальника СИЗО Дмитрию Кратову было предъявлено обвинение по статье «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека».
По версии следствия, «Кратов ненадлежащим образом исполнял свои должностные обязанности по обеспечению медицинской помощи гражданам, содержавшимся в следственном изоляторе», что в результате повлекло смерть Магнитского. В конце прошлого года Тверской суд Москвы вынес оправдательный приговор Дмитрию Кратову.
14 декабря президент Соединенных Штатов Барак Обама подписал закон, предусматривающий отмену поправки Джексона – Вэника и содержащий «акт имени Магнитского».
Этот закон вводит персональные санкции в отношении лиц, которые, по мнению американских властей, ответственны за нарушение прав человека и принципа верховенства права. Список содержит 60 фамилий чиновников МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генпрокуратуры и ФСИН вместе с кратким описанием роли каждого из указанных лиц в деле Магнитского и Hermitage Capital.
Глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил, что принятие американским Конгрессом «акта Магнитского» нарушает презумпцию невиновности.
По его мнению, «очень плохо, когда иностранный парламент принимает решение в отношении другого государства, еще хуже, когда иностранный парламент объявляет целый ряд людей совершившими преступления».
«Мне искренне жаль Сергея Магнитского, как и любого человека, который закончил свой жизненный путь в неволе. И российским правоохранительным органам необходимо окончательно разобраться с тем, что произошло, собственно, в тюрьме, почему он скончался и кто за это несет ответственность», – сказал Медведев.
Магнитский был корпоративным юристом или бухгалтером и отстаивал интересы людей, которые его наняли. Он не борец за правду
По мнению Медведева, Магнитский «никогда не был человеком, который сражался с коррупцией, он был обыкновенным корпоративным бухгалтером или юристом, который обслуживал своего босса, а его босс, в настоящий момент находящийся, как я понимаю, в Давосе и занимающийся политиканством, зарабатывал в России большие деньги».
Российский премьер-министр также заявил, что Магнитский не был борцом за свободу. «Он был корпоративным юристом или бухгалтером и отстаивал интересы людей, которые его наняли. Он не борец за правду», – отметил премьер.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в свою очередь заявил, что российские власти не намерены терпеть законы, подобные «акту Магнитского».
«Недопустимо использовать искусственно политизированную проблему для вмешательства во внутренние дела, нагнетать не существующие в реальности страхи. У нас нулевая толерантность по отношению к таким вещам», – подчеркнул Песков.