Один из бывших руководителей Роскосмоса, ушедший в отставку в октябре, рассказал «Известиям», что в этом году космическое агентство хотело заказать у днепропетровского «Южмашзавода» два носителя «Зенит» для запусков в рамках федеральной космической программы. По словам источника, за ракеты была предложена давно сформировавшаяся цена, заранее закладываемая в бюджет, – около 1,2 млрд рублей за ракету.
Однако украинских партнеров предложение не устроило, они попросили больше – порядка 1,4 млрд рублей. При таких условиях сделка теряла смысл, поскольку за 1,5 млрд рублей Роскосмос может заказать изготовление «Протона» – носителя большей грузоподъемности. В итоге украинские ракеты так и не были заказаны.
То, что предлагаемая цена на «Зениты» сейчас близка к «Протону», подтвердил и заместитель гендиректора компании «Международные космические услуги» Михаил Герасев. Он отметил, что за последние пять лет цена «Зенита» выросла в три раза. «Конечно, это не совсем нормально. На «Южмашзаводе» объясняют это меняющимися ценами партнеров по кооперации, говорят, что в «Зените» до 70% комплектующих из России, начиная с металла и заканчивая двигателем РД-171», – добавил Герасев.
Первый заместитель гендиректора «Южмашзавода» Сергей Войт также говорит о решающей роли российских комплектующих. «Да, в этом году мы не смогли договориться с Роскосмосом по ценам на ракеты – все это из-за того, что дорожают комплектующие из России. Процесс неконтролируемый, и мы тут ничего поделать не можем», – отметил он, добавив, что сейчас делает ракетные комплексы «Зенит» для проекта «Морской старт».
Между тем, по данным источников, владельцы «Морского старта» также хотят отказаться от «Зенитов». Правда, контролирующая этот проект компания «Энергия» сможет пойти на этот шаг только в том случае, если государство заинтересует масштабная программа, предлагаемая королевской фирмой. Ее главный момент – перебазирование береговой инфраструктуры «Морского старта» на другой берег Тихого океана – в дальневосточный порт Советская гавань или во Владивосток.
Это смелое предложение уже оценено руководством Роскосмоса, которое в целом считает возможным использовать «Морской старт» в интересах государства, в том числе Минобороны. «При этом до принятия решения о перебазировании МС должен быть реализован комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению, повышению эффективности и прозрачности управления проектом», – подчеркивается в письме Роскосмоса.
Это замечание важно для понимания, сколько государству может стоить сохранение «Морского старта» и его адаптация под собственные нужды. Никаких цифр в письме нет, однако информированный источник в Роскосмосе пояснил, что руководством в качестве ориентира взята цифра в 1 млрд долларов – примерно за эти деньги можно создать в новом порту базирования нужную инфраструктуру: монтажно-испытательный комплекс, хранилище частей ракеты, завод по производству жидких кислорода и азота, базу для хранения керосина и другие объекты.
Между тем эксперты считают предложение руководства «Энергии» несостоятельным. «Начинать проект «Морской старт» по сути заново, создавая с нуля портовую инфраструктуру, да еще и ракету, как-то уж совсем странно. Еще непонятно, как они планируют отрабатывать новую ракету на плавучей платформе. Случись что на испытаниях – нужно возвращаться в порт и исправлять, ты же в океане не сможешь переделать. Они собираются плавать туда-сюда из порта на экватор и обратно?» – заявил ведущий аналитик НП ГЛОНАСС Андрей Ионин.
«По-хорошему, для нормальной отработки новой ракеты нужно построить стартовую позицию на земле и потом уже испытанную ракету применять на «Морском старте». Но тогда смета проекта будет совсем уж нереальной. Предложение «Энергии» выглядит по меньшей мере очень странно», – добавил он.