Отвечая на вопросы о возобновлении поставок туркменского природного газа на Украину через Россию, он отметил, что Киев ратифицировал соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ, которое должно оказывать непосредственное влияние на вопросы транзита газовых ресурсов через территорию входящих в ЗСТ государств.
Украина напрямую получала значительные объемы туркменского газа и страна лишилась этих поставок по собственной вине
«Понятно, что здесь есть определенная конкуренция, но прежде всего здесь должны действовать законы свободного доступа, свободного рынка и справедливости, которые заключаются в равном доступе производителей, транзитеров и потребителей до всех возможных источников», – сказал Кожара.
По его словам, Туркменистан занимает исключительные позиции с точки зрения запасов, добычи и экспорта энергоресурсов, передает РИА «Новости».
«Туркменистан непосредственным образом влияет на вопросы энергетической безопасности не только Центральной Азии, но и тех государств, которые находятся на востоке от Туркменистана», – сказал украинский министр.
Он также напомнил, что когда-то Украина напрямую получала значительные объемы туркменского газа, страна лишилась этих поставок по собственной вине.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в конце августа 2012 года стало известно, что Украина намерена поднять вопрос о доступе к газотранспортной системе России, как только в силу вступит договор о зоне свободной торговли СНГ.
Через ГТС России проложен единственный маршрут поставок среднеазиатского газа на Украину.
Напомним, 9 августа президент Виктор Янукович подписал закон о ратификации соглашения о зоне свободной торговли СНГ. Соглашение предусматривает свободу транзита, но с оговоркой, что под действие регулирующих транзит положений не подпадает транзит трубопроводным транспортом.
Стороны обязались в течение шести месяцев после вступления в силу данного соглашения начать переговоры по подготовке отдельного соглашения о таком транзите.
Потребности Украины в газе на сегодняшний день составляют около 60 млрд кубометров в год. В 2011 году страна импортировала почти 45 млрд кубометров газа, из которых более 40 млрд кубометров – из России.
Киев давно ищет способы вырваться из зависимости от российского газа, но, не имея собственных существенных запасов, вынужден искать других поставщиков.
Еще в конце октября 2011 года украинский премьер Николай Азаров говорил, что Украина сможет получить доступ к российским газопроводам для прямых поставок туркменского газа.
«Почему мы не можем получать дешевый газ из Туркменистана? Потому что мы не имели права доступа к трубе, которая проходит по территории России, мы отсечены... Мы впервые договорились, что в течение шести месяцев получим доступ к трубе», – пояснил тогда политик.
После распада Советского Союза Украина стала основным покупателем туркменского газа. К слову, напрямую среднеазиатский газ на Украину никогда не поступал. Хотя двусторонние договоренности с Туркменистаном действительно имели место, однако физическая поставка все равно осуществлялась через Россию. До 2006 года в рамках пятилетнего соглашения Украина ежегодно покупала у Туркменистана 36 млрд кубометров газа.
С 2006 года эксклюзивные поставки российского и среднеазиатского газа на Украину стала осуществлять компания «РосУкрЭнерго», акционерами которой являлись Газпром и структуры, близкие к предпринимателю Дмитрию Фирташу.
Экс-премьер-министр Юлия Тимошенко последовательно выступала против посредника, предпочитая прямые договорные отношения с Газпромом. Не без ее помощи РосУкрЭнерго перестала быть основным поставщиком газа на Украину.
В качестве замещения посредника Тимошенко собиралась возродить идею сооружения так называемого трубопровода White Stream («Белый поток»). Идея создания White Stream, разработанная в 2005 году, заключалась в строительстве газопровода из Туркменистана через Азербайджан в грузинский Супси, а затем по дну Черного моря через Крым в направлении Евросоюза. Идею так и не удалось реализовать.
Между тем отношения между Туркменистаном и Россией испортились в 2009 году после взрыва газопровода в Туркменистане. В этом инциденте правительства двух стран обвиняли друг друга.
До аварии Москва ежегодно покупала около 40 млрд кубометров туркменского газа. Поставки возобновились спустя несколько месяцев после взрыва, только уже в гораздо меньших объемах.
В результате этого северный газовый маршрут Туркменистана в Россию остался с излишком пропускной способности в 35 млрд кубометров газа в год.
В итоге тема налаживания прямых поставок газа из Туркменистана на Украину актуальна не только для украинской стороны. Являясь крупнейшим в Средней Азии производителем и экспортером газа, Туркменистан также крайне заинтересован в том, чтобы уменьшить свою зависимость от экспорта в Россию.