«Сейчас я беру на себя полную ответственность за действия польского государства и служб, подчиненных польскому правительству, в те дни в Смоленске и в Москве после катастрофы. Эту ответственность никто с меня не снимет, я этого и не ожидаю», - отметил премьер, передает «Интерфакс».
Причина первоначального неправильного опознания заключается в том, что их неправильно опознали члены семей
«Эта ответственность заставляет меня попросить прощения у всех семей жертв за те муки и страдания, вызванные не только самой катастрофой, но и за те муки, которые были связаны с процедурами опознания, жесткостью процедурных правил и, как выяснилось, с ошибками», - заявил Туск.
Он признал, что «с первых минут катастрофы десятки, сотни, а позже тысячи привлеченных сотрудников госслужб - врачи, военные, прокуроры, полицейские показали насколько сильно польское государство».
Между тем, генеральный прокурор Польши Анджей Серемет сообщил, что причиной неправильного опознания двух эксгумированных тел было их неудачное опознание родственниками.
«Причина первоначального неправильного опознания заключается в том, что их неправильно опознали члены семей», - сообщил Серемет.
Он отметил, что из одного протокола демонстрации останков от 13 апреля 2010 года выясняется, что представитель Следственного Комитета РФ в присутствии двух свидетелей - российского эксперта в области судебной медицины и переводчика - показал сыну Анны Валентынович останки женщины, которые Януш Валентынович опознал как свою мать».
Но российская генетическая экспертиза 29 апреля показала, что «тело под номером 21 - это не тело Анны Валентынович, а другой жертвы.
Кроме того, Серемет сообщил, что сын Анны Валентынович, который дал свидетельские показания 2 июля этого года в Польше, высказал ряд оговорок относительно предоставленной ему документации.
«Он выразил сомнения в том, что эта документация касается его матери. В ходе показаний он заявил, что в Москве ему было показано несколько тел - три или четыре», - пояснил Серемет.
Генеральный прокурор также проинформировал, что в соответствии с заявлениями прокуратуры принято решение об эксгумации четырех жертв катастрофы, в а процессе рассмотрения находятся предложения, касающиеся еще двух жертв.
«Спекуляции прессы о большем количестве не только не соответствуют действительности, но также направлены против личностей жертв этого трагического происшествия», - прокомментировал Серемет» сообщения некоторых польских СМИ.
«Я говорю «простите», поскольку отдаю себе отчет в том, что ошибки могли коснуться 2 тыс. человек. Сейчас я не в состоянии сказать, в какой момент могли случиться эти ошибки», - сказал премьер.
Тела погибших вырыли из могил в ночь на понедельник на кладбищах в Гданьске и Варшаве. На экспертизу были отправлены останки Анны Валентинович и Тересы Валевской-Пжиялковской, зампреда фонда «Голгофа Востока». Накануне прокуратура сообщила, что ее эксперты произвели вскрытие, но воздержалась от каких-либо подробностей.
Тотчас после эксгумации сын Валентинович Януш - главный инициатор кампании по эксгумации - заявил, что изъятое из могилы тело не принадлежит его матери. Но уже в среду Януш передумал, сказав, что пока не может ни подтвердить, ни опровергнуть то, что тело принадлежит его матери.
Это уже не первые жертвы смоленской авиакатастрофы, чей прах был потревожен в этом году. Весной были подняты и проверены останки Януша Куртыки, шефа Института народной памяти, расследующего преступления гитлеровских и коммунистических времен. Кроме того, прокуратура обследовала тела депутатов Сейма Пжемыслава Госевского и Збигнева Вассермана.
Во всех случаях поводом для этих скорбных экспертиз были требования родственников, которые выражали сомнения в достоверности идентификации останков и причин смерти.
Дело в том, что идентификация и экспертиза останков проводились в Москве, хотя и с участием польских специалистов. Часть жертв была опознана родственниками и знакомыми, но многие были идентифицированы только после генетической экспертизы. После этого останки были доставлены в Польшу на похороны без права открыть гробы.
Напомним, 10 апреля 2010 года самолет польского президента Леха Качиньского, который направлялся на памятные торжества в Катыни, разбился под Смоленском. На борту находились 96 человек – 88 пассажиров и восемь членов экипажа, все они погибли. В число пассажиров Ту-154 входили представители государственной власти, вооруженных сил и известные общественные деятели Польши.
Межгосударственный авиационный комитет 12 января прошлого года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Позже выяснение причин катастрофы завершила польская правительственная комиссия, которую возглавлял министр внутренних дел Ежи Миллер. Польские и российские эксперты пришли к выводу, что причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг.