Заместитель председателя Московского комитета ветеранов войны (МКВВ) Сергей Ларцев говорит, что ветераны не против присутствия немцев на торжественных мероприятиях.
Мы за деловую, продуманную встречу с конкретными целями. Но нам не нужны провокаторы или политиканы, которые превратят мероприятие в фарс
«Мы за деловую, продуманную встречу с конкретными целями. Но нам не нужны провокаторы или политиканы, которые превратят мероприятие в фарс», - сказал он.
Однако участница Сталинградской битвы Мария Рохлина высказывается против братания с бывшими врагами.
«Я чудом выжила в руинах: меня уже положили к мертвецам, когда я конвульсивно дернулась. Пережила весь ужас бомбежек, обстрелов, голода, холода, постоянного напряжения и никогда не помирюсь с немцами», - считает она.
По словам Рохлиной, ее товарищи в Волгограде обеспокоены планами региональных властей и оргкомитета. Они уже утверждают, что ради приезда немцев, румын, итальянцев и венгров отечественным ветеранам сокращают количество приглашений.
«В Волгоград всегда приезжало много иностранцев, но это были американцы, англичане, французы и другие союзники. А вот немцев мои товарищи не ждут», - подчеркнула она.
Представитель ветеранов вермахта и летописец одной из дивизий 6-й армии Паулюса Вернер Адриан из Мекленбурга–Передней Померании заявил:
«Такой визит на берега Волги стал бы очень важным для нынешнего и будущих поколений наших стран и всей Европы. Взгляд на Вторую мировую войну изменился, в нем больше нет вражды и ненависти. Немецкие ветераны из числа тех, кого я знаю, с радостью примут приглашение для встречи с русскими сверстниками, если позволит здоровье».
В Германии не существует общенациональных союзов, комитетов и общественных организаций, объединяющих ветеранов Второй мировой войны, и статистика ведется по землям и округам. По оценкам российского историка Артема Драбкина, их около 100 тыс. Все они обеспеченные люди. Им выплачиваются прибавки к трудовым пенсиям в размере от 200 до 1 тыс. евро, предоставляются материальные льготы и частично оплачиваются поездки в места, где они воевали.
В числе живых немецких ветеранов - известный писатель и скульптор Гюнтер Грасс, папа римский Бенедикт XVI, телохранитель Гитлера Рохус Миш и танковый ас Отто Кариус. Весной нынешнего года министр обороны Германии Томас де Мезьер предложил вернуть в национальный календарь день ветерана, однако его инициатива отклика в обществе не нашла.
В России в 2005 году, по данным сайта pobediteli.ru, было около 900 тыс. ветеранов фронта и тыла, а также приравненных к ним категорий граждан. Артем Драбкин считает, что с учетом больших возрастов и состояния здоровья сейчас их осталось около 200–250 тыс.
Встречи российских и немецких ветеранов обычно происходят на региональном уровне, а на Западе такие мероприятия стали традицией в общенациональном масштабе. Так, американцы пригласили японских морских летчиков в Перл-Харбор уже через четыре-пять лет после окончания войны, пишут «Известия».