По мнению главы Межрегиональной палаты адвокатов Николая Клена, Брейвик заслуживает смертной казни. Он считает, что именно для таких случаев этот вид наказания является единственно справедливым.
Брейвик заслуживает смертной казни, именно для таких случаев этот вид наказания является единственно справедливым
«По общечеловеческим понятиям 21 год - совершенно неадекватное наказание», - заявил адвокат, добавив, что Брейвик будет жить на деньги налогоплательщиков, в комфортных условиях норвежской тюрьмы, в то время как его жертвы мертвы.
Адвокат отметил, что стрелок «убивал сознательно», что является отягчающим обстоятельством. В то же время Клен, сославшись на законы Норвегии, указал, что 21 год - максимально возможный срок наказания, исходя из чего вердикт безусловно справедлив.
В России бы Брейвик получил пожизненное наказание, уверен адвокат. Если бы суд признал его невменяемым, то стрелка направили бы на принудительное лечение и тоже пожизненно, что было бы еще более суровым наказанием, заключил Клен.
Известный адвокат Юрий Шмидт сообщил РАПСИ, что внимательно следил за процессом и считает назначенное наказание, пусть даже оно максимально возможное, очень мягким. Он напомнил, что сам Брейвик неоднократно заявлял, что считает себя психически здоровым, и что вердикт «невменяем» стал бы для него унизительным.
«За подобные преступления назначать ограничение или лишение свободы, оставляя возможность вернуться в общество, противоречит принципам гуманизма и демократии, не говоря уже о том, что против такого решения восстают все эмоции», - сказал Шмидт.
«Я сам всегда выступал за демократизацию уголовного процесса, за соблюдение прав даже обвиняемого в тяжком преступлении. Но есть преступления, которые навсегда должны вычеркивать совершивших их из нормального человеческого общества, за которые любое наказание, кроме смертной казни, кажется мягким», - отметил Шмидт.
Адвокат Тагир Самакаев также считает, что норвежца в России приговорили бы к пожизненному заключению. В Норвегии не предусмотрено такое наказание видимо в силу их менталитета, полагает он. «Эти тихие норвежские парни, спокойные, раньше таких громких преступлений эта северная страна не знала», - сказал адвокат.
По мнению Самакаева, даже законы Норвегии оказались не готовы к подобным преступлениям. Адвокат не исключает, что Брейвик еще может досрочно освободиться. Если в России ему дали 21 год заключения, то такой приговор можно было бы назвать несправедливым, считает Самакаев.
В законности вынесенного приговора уверен глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, который считает, что вердикт в таком виде свидетельствует о победе законности над эмоциями. «Что произошло после самого изуверства, я оцениваю как победу цивилизации и настоящей демократии над реакцией на произошедшее. Страна не приносит законность в жертву эмоциям», - считает адвокат.
Он добавил, что советовал бы России «поучиться в этом у Норвегии, а не срываться на предложения взять мораторий на смертную казнь».
Вместе с тем глава палаты не исключил, что трагедия может подтолкнуть норвежских юристов и законодателей изменить меру максимально возможного наказания, подняв планку до пожизненного лишения свободы.
Российские правозащитники так же считают, что суд Осло вынес правильное и адекватное наказание террористу, учитывая тяжесть содеянных им преступлений. Однако, по их мнению, условия содержания преступника больше напоминают комфортабельный отель, чем тюрьму, где человек должен осознать свою вину.
Такой же точки зрения придерживается и правозащитник, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, по словам которого, суд вынес самый строгий, какой возможен, приговор в Норвегии.
#{interviewsociety}«Он совершил человеконенавистническое преступление, руководствовался, в том числе, расистскими мотивами. Смущает то, что, как показали в телесюжете, его камера напоминает неплохой отель. То есть там у него и компьютер, и тренажеры, и все условия. Конечно, отбывание наказания даже 21 год, но в таком месте с комфортом - это даже верх гуманизма. Я считаю, что здесь гуманизм превзошел все мыслимые ожидания», - отметил собеседник агентства.
Член ОП Алла Гербер в свою очередь добавила, что Брейвик не раскаялся в содеянном, поэтому не заслужил никакого снисхождения. «Он даже не покаялся, а, наоборот, считает, что совершил правое дело. Если в Норвегии нет другого высшего наказания, нет пожизненного, то суд сделал все, чтобы принять адекватное наказание к нему с его фашистской, мерзкой идеологией», - сказала она.
При этом она также отметила, что считает условия содержания Брейвика слишком мягкими и комфортными, в которых террорист вряд ли сможет осознать всю тяжесть содеянного и почувствовать себя заключенным.
«Я посмотрела, в каких условиях он живет: это практически трехкомнатная квартира, где есть и ванная, и кабинет, и компьютер. Уже даже подсчитали, сколько будет стоить его содержание. Я понимаю, что Норвегия - очень гуманная страна, демократическая страна, но я бы его в нашу тюрьму посадила, пусть он бы в нашей колонии посидел, тогда бы он понял, что такое тюрьма», - сказала правозащитница.
Она добавила, что к сожалению для последователей Брейвика никакого урока не будет, так как «они одержимы, вооружены этой чудовищной идеологией, которая оправдывает все на свете».
С ее мнением согласен и Сванидзе, который также отметил, что такой приговор никого не напугает. «Его признали вменяемым, но голова-то все равно свернута, мозги-то свернуты. И таких людей со свернутыми мозгами ничто не напугает. Тем более что кто-то сочтет, что он все равно прославился. И захочет так же прославиться, как он. Поэтому я не думаю, что это напугает... Просто в данном случае это наказание со стороны общества самому страшному преступнику. И наказание в отсутствие смертной казни достойное», - сказал член ОП.
По мнению директора Московского бюро по правам человека Александра Брода, европейские страны теперь будут думать об изменении национальной и миграционной политики. «Будут предприняты меры для снятия напряженности для более тесного и гармоничного взаимодействия между местными жителями и мигрантами. В общем я ожидаю изменения в миграционном законодательстве и сфере национальной политики», - полагает он.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, суд Норвегии в пятницу приговорил Брейвика к 21 году тюремного заключения.«Суд единогласно приговаривает подсудимого к 21 году заключения», - заявила судья Элизабет Арнцен.
При этом срок позже может быть продлен, если будет признано, что он представляет угрозу обществу.
Вместе с тем, норвежская прокуратура ранее потребовала поместить Брейвика на лечение в психиатрическую клинику. Суд ходатайство прокуратуры о признании террориста душевнобольным отклонил.
Норвежцы же выступали за пожизненную изоляцию террориста. «Вердикт суда не так важен. Важно изолировать его от общества навсегда», - заявил Клод Перро, потерявший сына в трагедии на острове Утойя.
Со своей стороны адвокат норвежского террориста Гейр Липпестад напомнил, что норвежское законодательство не предусматривает пожизненного заключения, поэтому однажды обществу снова придется принять его подзащитного.
Брейвик в тюрьме пишет три книги: одна из них посвящена теракту, вторая - идеологическим вопросам, а третья будет повествовать о будущем. По словам адвоката, книгу, посвященную событиям 22 июля, Брейвик называет «автобиографией».
Напомним, жертвами взрыва в правительственном квартале Осло и расстрела на норвежском острове Утойя, которые совершил Брейвик в июле 2011 года, стали 77 человек.
Он не отрицает факт нападений, однако виновным в терроризме себя не признает, утверждая, что действовал во благо норвежской нации. Он выступает против мультикультурализма и эмигрантов из мусульманских стран.