17 августа в Тихоокеанском флотском военном суде во Владивостоке начнется повторный уголовный процесс по делу о трагедии в Японском море - суд приступит к формированию коллегии присяжных. На скамье подсудимых окажутся командир «Нерпы» Дмитрий Лаврентьев и трюмный матрос Дмитрий Гробов.
«Мы, члены Клуба подводников Амурского судостроительного завода, строили АПЛ разных проектов и служили на них. Мы знаем моряков Тихоокеанского флота, с которыми провели много суток под водой. И нам совершенно непонятно, почему снова разыгрывается спектакль, главная цель которого - посадить на нары боевого командира АПЛ «Нерпа», - говорится в открытом письме главе государства, трехстраничный текст которого также поступил в «Интерфакс».
Подводники сетуют на то, что спустя три года, когда продолжается следствие, «нет результатов». «Как будто не было системы управления ОКС «Молибден-И», которую спроектировало НПО «Аврора» и которая срабатывала несанкционированно много раз. И как сквозь землю провалились те негодяи, которые поставили хладон с ядовитым тетрахлорэтиленом», - говорится в послании.
Автора письма считают, что «ни военная прокуратура ТОФ, ни ФСБ не могли, а может, не захотели разобраться в том деле, в тонкостях которого разобрались домашние хозяйки из присяжных заседателей (на первом процессе) и оправдали Лаврентьева и Гробова».
Подводники также указывает на то, что поисками поставщиков огнегасительной смеси для противопожарной системы субмарины сейчас заняты сотрудники УВД г. Комсомольска-на-Амуре. В то же время представители АСЗ уверены, что этим должна заниматься ФСБ.
«Понять это, когда факт поставки ядовитого огнегасителя на атомную подводную лодку сводится к банальному мошенничеству, очень трудно. Дело АПЛ «Нерпы» - это откровенная диверсия против государственных интересов и стратегического объекта, которым является АПЛ «Нерпа». И этим должна заниматься ФСБ», - подчеркивается в письме.
Председатель клуба подводников АСЗ Анатолий Василенко сообщил агентству, что заводчане просят Путина взять под контроль ситуацию с поиском виновных в трагедии.
«Просим Владимира Владимировича проконтролировать ситуацию, дать команду разобраться. Необходимо провести новое расследование, и подключить к нему ФСБ», - сказал Василенко.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, авария на «Нерпе» произошла во время ходовых испытаний в Японском море. В ночь на 9 ноября 2008 года на АПЛ внезапно сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в результате чего произошел выброс фреона, от чего в двух отсеках задохнулись 20 человек: трое военных и 17 гражданских специалистов.
Жертвы были жителями Большого Камня, Комсомольска-на-Амуре и Москвы. Еще 21 человека госпитализировали с отравлением. Спустя 10 дней после ЧП на атомной подлодке «Нерпа» стало известно, что количество пострадавших в результате аварии увеличилось вдвое. За помощью к медикам обратились более 40 человек. Всего на «Нерпе» во время первых испытаний находились 208 человек.
Обвиняемым по делу об аварии на подводной лодке «Нерпа» проходили капитан этой АПЛ Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист старшина Дмитрий Гробов. Лаврентьеву вменяли ч. 3 ст. 286 («Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий – смерти по неосторожности – двум и более лицам»), предполагающую санкции до 10 лет лишения свободы.
Дмитрию Гробову вменялось совершение преступления по ч. 3 ст. 109 («Причинение по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам»), предусматривающей до пяти лет лишения свободы, и ч. 2 ст. 118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей»).
По версии следствия, Гробов, несмотря на наличие внутренней связи, якобы включил пожарную сигнализацию, чтобы подозвать вахтенного. В результате таких действий сработала система пожаротушения, загерметизировавшая и заполнившая два отсека АПЛ фреоном. Сам Гробов факт нажатия аварийной кнопки на суде отрицал.
Тихоокеанский военный флотский суд 14 сентября на основании вердикта коллегии присяжных от 30 сентября признал обоих фигурантов дела невиновными. Данное решение было опротестовано военной прокуратурой ТОФ.