«Удивительной является выбранная российским генералом позиция, когда, имея возможность довести такого рода свою озабоченность до своих партнеров через союзные или интеграционные структуры, например ОДКБ, он предпочел избрать путь громогласного публичного заявления, не имеющего под собой никаких оснований и не способствующего разрешению тех проблем, которые он затронул», – цитирует «Интерфакс» заявление таджикского оборонного ведомства, распространенное в понедельник в Душанбе.
Таджикистан чувствительно реагирует на заявления, ставящие под сомнение мир и стабильность, достигнутые республикой 15 лет назад после кровопролитной гражданской войны между Народным фронтом, который привел к власти действующего президента страны Эмомали Рахмона, и Объединенной таджикской оппозицией, в которую входили как исламистские силы, так и силы либерально-демократической направленности.
«Заявление генерала В. Чиркина является политически некорректным, поскольку подобные «прогнозы» вряд ли будут способствовать налаживанию конструктивных и добрососедских отношений между государствами региона», – подчеркивается в заявлении.
У Таджикистана и Киргизии существуют серьезные разногласия с соседним Узбекистаном в вопросе распределения водно-энергетических ресурсов, однако пока стороны ограничиваются исключительно заявлениями: Ташкент обвиняет Бишкек и Душанбе в несоответствии экологическим стандартам амбициозных энергетических проектов, а те, в свою очередь, обвиняют Ташкент в экономической блокаде путем отключения природного газа и в отказе в транспортном транзите. Однако эти конфликты никогда не переходили в силовую плоскость между республиками.
Российский генерал заявил также, что Таджикистан ставит перед Россией множество условий относительно планируемого продления дислокации в республике 201-й российской военной базы (РВБ), которые «могут сорвать подписание соглашения».
Таджикское оборонное ведомство не стало комментировать эти высказывания Чиркина.
201-я РВБ насчитывает около шести тысяч военнослужащих, дислоцированных в трех гарнизонах – близ таджикских городов Душанбе, Куляб и Курган-Тюбе.
Эта база является крупнейшей сухопутной российской военной базой, расположенной за пределами России.
В сентябре прошлого года в ходе визита в Таджикистан президента РФ Дмитрия Медведева стороны договорились о подписании в первом квартале текущего года соглашения о продлении пребывания 201-й РВБ в Таджикистане на 49 лет.
Однако затем представители таджикского МИДа заявили, что ни одна из сторон переговорного процесса его не форсирует, поэтому соглашение будет подписано позже.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в минувший вторник на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Чиркин заявил, что в Средней Азии могут возникнуть локальные вооруженные конфликты с участием Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
«В связи с прогнозируемым обострением межгосударственных противоречий в сфере энергетики, водо- и землепользования в странах Центральной Азии могут возникнуть локальные вооруженные конфликты с участием Узбекистана, Таджикистана и Киргизии», – сказал он.
В какой перспективе это возможно, генерал не уточнил.
Говоря об участии миротворческого контингента в урегулировании конфликта, Чиркин отметил «рост конфликтного потенциала и факторы неопределенности» в ряде регионов мира.
#{weapon}Одной из причин этого он назвал «стратегию односторонних действий США и НАТО по достижению своих интересов в нарушение международных правовых норм».
Чиркин полагает, что Россия могла бы активнее участвовать в миротворческой деятельности ООН в роли донора и спонсора миротворческих программ, а также активнее подключиться к военно-техническому обеспечению миротворческих операций ООН, включая поставки военной техники.
Позднее главком Сухопутных войск России заявил, что вопрос о дальнейшем размещении после 2014 года в Таджикистане 201-й российской военной базы до сих пор не решен, поскольку власти страны выдвигают неприемлемые требования.
«Таджикистан выдвигает совершенно невыполнимые требования, которые идут вразрез с нашими предложениями. Создается ситуация, которая может быть неразрешима вообще», – сказал Чиркин.
Чиркин напомнил, что в 2014 году заканчивается срок действия соглашения. «И может встать вопрос о том, будем мы там или нет», – сказал генерал.
Он отметил, что Минобороны РФ с учетом сложившейся ситуации «абсолютно закономерно» не хочет выделять средства на развитие 201-й базы. «Потому что все это может пойти коту под хвост», – отметил генерал.
В то же время он сказал, что переговоры с Душанбе продолжаются.