О том, что власти Таджикистана оценили пребывание на своей территории 201-й базы «не менее чем в 250 млн долларов в год», сообщил информированный таджикский источник, близкий к переговорам о продлении аренды этого военного объекта.
В Москве многих удивляет, насколько синхронно возникают проблемы в сфере военного сотрудничества России и ее партнеров
Скандал вокруг условий присутствия 7 тысяч российских военных в Таджикистане разразился на минувшей неделе, после того как Россия обвинила таджикские власти в выдвижении неприемлемых условий продления аренды базы и приостановила ее финансирование. Минобороны Таджикистана назвало позицию РФ «политически некорректной». Вывести ситуацию из тупика не смогли даже министры обороны двух стран, встретившиеся на заседании совета СНГ в Калининграде.
По данным источника в Генштабе РФ, Таджикистан выдвинул по аренде базы более 20 «неясных и неприемлемых для России требований». Они, в частности, относятся к срокам размещения базы, безвозмездному получению боевой сухопутной техники и боеприпасов к ней. Сложности, по его словам, возникли и с размещением объектов 670-й авиационной группы и 303-й отдельной вертолетной эскадрильи на аэродроме Айни - спор идет о совместном использовании объектов, средств авиационно-технического обеспечения и оборудования.
По словам источника в Центральном аппарате Минобороны РФ, Россия до сих пор не получила таджикский вариант проекта соглашения об аренде базы, поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть цифру в 250 млн долларов в российском военном ведомстве пока не могут.
В то же время один из участников переговоров с российской стороны выразил возмущение «явно завышенными» требованиями Таджикистана. «Речь идет не об одних только интересах РФ, а об общей безопасности стран ОДКБ - именно этому служит присутствие российских войск в Центральной Азии, - настаивает источник. - Завышенные, взятые с потолка цифры не могут быть основой для конструктивных переговоров и вызывают удивление».
#{weapon}В то же время вчера стало известно, что и киргизские власти намерены с 2014 года увеличить арендную плату за использование трех российских военных объектов - базы подводных испытаний оружия в Караколе, центра военной связи в Кара-Балте и радиосейсмической лаборатории в Майлуу-Суу.
В 2014 году срок аренды этих баз заканчивается. Киргизия готова продлить его, но на новых условиях. «Размер арендной платы за российские базы не менялся с момента заключения договора, - напомнил министр обороны Киргизии генерал-майор Талайбек Омуралиев. - Сейчас мы будем пересматривать финансовые обязательства между нашими ведомствами».
По его словам, размер аренды за военные объекты, за исключением авиабазы в Канте, будет повышен с учетом инфляции. Авиабаза, пояснил министр, предназначена для выполнения задач ОДКБ, куда входит и Киргизия, а поэтому Бишкек не просит за нее оплаты. Более того, генерал напомнил, что за коммунальные услуги авиабазы Киргизия платит сама более 300 млн сомов (230 млн рублей) в год.
Как сообщили в Минобороны Киргизии, сейчас РФ платит за три военных объекта около 4,5 млн долларов в год. В зачет аренды идет и подготовка киргизских военных в российских вузах, пишет «Коммерсантъ».
Генерал Омуралиев настаивает, что, повышая арендные ставки, его страна «не преследует коммерческих интересов». Между тем эксперты считают, что для Таджикистана, а возможно и для Киргизии, денежный фактор сыграл немаловажную роль.
«В Москве многих удивляет, насколько синхронно возникают проблемы в сфере военного сотрудничества РФ и ее партнеров: от споров вокруг аренды Габалинской РЛС в Азербайджане и приостановки участия Узбекистана в ОДКБ до повышения арендных ставок Таджикистаном и теперь вот Киргизией. Некоторые видят в этом руку внешних игроков,- пояснил замгендиректора Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Александр Караваев. - Но в условиях кризиса и отсутствия у Таджикистана с Киргизией существенных источников доходов российские военные базы для них - вопрос не геополитики, а коммерческой выгоды. Поскольку у РФ мало проектов, которые бы привязывали к ней эту часть Центральной Азии, Москве придется платить больше. У нее практически нет иных механизмов, которые бы компенсировали уход из этого региона».
Вице-премьер России Дмитрий Рогозин предположил, что на позицию Таджикистана по размещению 201-й российской военной базы может косвенно влиять НАТО. По его мнению, позиция Таджикистана, а также Узбекистана, приостановившего свое участие в ОДКБ, обусловлена таким «фактором влияния», как присутствие в Афганистане крупной воинской группировки – Международных сил содействия безопасности.
В сентябре прошлого года в ходе визита в Таджикистан президента РФ Дмитрия Медведева стороны договорились о подписании в первом квартале текущего года соглашения о продлении пребывания 201-й РВБ в Таджикистане на 49 лет. Однако затем представители таджикского МИДа заявили, что ни одна из сторон переговорного процесса его не форсирует, поэтому соглашение будет подписано позже.
Позднее главком Сухопутных войск России высказал мнение, что вопрос о дальнейшем размещении после 2014 года в Таджикистане 201-й российской военной базы до сих пор не решен, поскольку власти страны выдвигают неприемлемые требования.
Начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ, генерал армии Николай Макаров заявил, что Минобороны России не будет выделять средства на развитие 201-й российской военной базы. «Переговорный процесс по этой базе идет трудно. Но мы надеемся, что здравый смысл все-таки победит», – сказал Макаров.
Он напомнил, что между двумя странами была достигнута договоренность о том, что протокол на продление соглашения о размещении на территории Таджикистана 201-й РВБ после 2014 года будет подписан в первом квартале 2012 года. «К сожалению, этого не произошло. Таджикистан вдруг заупрямился, и мы вынуждены были приостановить выделять средства на обустройство базы, пока не прояснится ситуация», – подчеркнул генерал.
Таджикский политолог Абдугани Мамадазимов в интервью газете ВЗГЛЯД заявил, что Дмитрий Медведев в ходе своего сентябрьского визита в Душанбе не провел договоренностей с Таджикистаном, прежде чем заявить о продлении срока аренды базы на 49 лет.
201-я РВБ насчитывает около 6 тыс. военнослужащих, дислоцированных в трех гарнизонах – близ таджикских городов Душанбе, Куляб и Курган-Тюбе. Эта база является крупнейшей сухопутной российской военной базой, расположенной за пределами России.