«Пресса уйдет, и я скажу, к чему буду приравнивать срыв стройки. Чтоб никого не пугать.» - заявлял Путин участникам заседания 11 мая в Сочи, говоря, в том числе о недопустимости превышения утвержденных смет.
Вероятно, все то, к чему Путин приравнивает провалы, начинает обретать реальные черты. Риторика президента сейчас кажется жестче, чем летом 2009 года. Тогда он утверждал: «Если такие факты (завышения цен на работы по подготовке к Сочи-2014) были в прошлом, они подлежат серьезному расследованию. Ничего подобного в будущем допускать нельзя».
Однако ситуация все ухудшается, по информации издания, на март 2012 года сроки нарушены по каждому четвертому из четырех сотен олимпийских объектов.
В соответствии с поручением президента генпрокурор Юрий Чайка и вице-премьер Дмитрий Козак должны «обеспечить в полном объеме применение установленных законодательством мер ответственности в отношении проектных и строительных организаций, допустивших увеличение стоимости строительства олимпийских объектов».
В марте 2011 года наказать виновных в завышении цен на стройматериалы поручал Дмитрий Медведев Чайке и тогдашнему премьеру Путину. Но об уголовных делах по олимпийским проблемам пока неизвестно. Представитель Дмитрия Козака призвал не драматизировать ситуацию. «В поручениях речь идет прежде всего о выполнении гражданско-правовых обязательств, которые регулируются заключенными договорами и ГК», - говорит он. В Генпрокуратуре не смогли дать оперативный комментарий.
Что касается свежих примеров роста смет, то один из самых известных - переоценка олимпийских лыжных трамплинов. Они вдруг подорожали с 1,7 млрд рублей до 4,4 млрд рублей. Объекты возводит ОАО «Красная поляна», которое с этого года контролируется Сбербанком (ранее им владели братья Билаловы). Проверку смет трамплинов весной устраивала Счетная палата (СП). По словам источника «Известий» в ведомстве, одним из факторов удорожания объекта могла стать аффилированность организаций, осуществляющих функции заказчиков работ и их исполнителей. Позиция «Красной поляны» - в том, что на склоне оказалась сложная геология, трамплин буквально стоит на селе и стройка подорожала по объективным причинам.
«Проблема завышения смет связана с тем, что в ходе строительства менялись требования к объектам, что приводило к увеличению их стоимости» - примерно так выглядит стандартный ответ, который получали «Известия» от олимпийских исполнителей. Член совета директоров «Красной поляны» Евгений Каплун отметил, что после результатов проверки Счетной палаты смета трамплинов должна будет пройти дополнительную проверку в «Главгосэкспертизе». По словам Каплуна, это случится в ближайшее время, когда компания подготовит все необходимые документы.
#{interviewsociety}Другой пример: по информации издания, с сентября 2011-го по апрель 2012 года объекты госкорпорации «Олимпстрой» (у ГК более 50 объектов) подорожали на 43,6 млрд рублей. В ответ на это в начале апреля наблюдательный совет госкорпорации, который возглавляет экс-глава Минрегиона Виктор Басаргин, ограничил цены по ряду проектов ГК - но умеренно. Например, утвержденная стоимость санно-бобслейной трассы осенью составляла 4,7 млрд рублей, к февралю трасса подорожала до 8,9 млрд рублей; теперь лимит объекта компромиссный - 7,4 млрд рублей. «Сердце» будущей Олимпиады - Центральный стадион на 40 тыс. зрителей, где пройдут церемонии открытия и закрытия, в сентябре оценивалось в 11,1 млрд рублей, спустя пять месяцев - в 23,5 млрд. Новая планка установлена набсоветом на уровне 21,8 млрд рублей.
В то же время в марте общий бюджетный взнос в ГК снижен с 304 млрд до 211,6 млрд рублей и увеличивать его не планируется, отмечает источник, близкий к Минрегиону. Откуда брать дополнительные деньги? Госкорпорации рекомендовали «оптимизировать расходы». Минрегион настаивал, чтобы «Олимпстрой» еще в марте сам разобрался в завышении смет и нашел виновных в удорожании. Однако результата нет, и в начале мая правительство дало точно такое же поручение госкорпорации. О ходе и результатах внутренней проверки в «Олимпстрое» говорить отказались.
«Изменения в сметной стоимости связаны с исполнением дополнительных технических требований спортивных федераций и экспертных групп МОКа, - сообщили в пресс-службе ГК. - Все корректировки в обязательном порядке согласовываются с Министерством регионального развития РФ, являющимся главным распорядителем бюджетных средств».
В администрации Владимира Путина хотят задействовать и принудительные экономические механизмы. Среди поручений - «представить предложения по безвозмездному изъятию строящихся олимпийских объектов у организаций, не обеспечивающих выполнение взятых на себя обязательств по строительству, реконструкции и ремонту олимпийских объектов». Проработать схему должен «Олимпстрой», Минрегион, а юридическую сторону вопроса - Минюст.
О каком именно механизме идет речь, в «Олимпстрое» говорить отказались. В Минрегионе адресовали в госкорпорацию, а в Минюсте затруднились дать комментарий. Известно, что «Олимпстрой» пытается ввести схему «национализация за просрочку» с прошлого года. Госкорпорация рассылала частным олимпийским застройщикам проекты дополнительных соглашений. По ним незаконченный объект без каких-либо компенсаций поступает в собственность «Олимпстроя» в случае срыва более чем на 10 дней установленных сроков достижения 50-процентной готовности объекта или срока ввода его в эксплуатацию. В «Олимпстрое» сообщали, что ряд таких соглашений уже заключен - с кем конкретно, не раскрывалось.
Евгений Каплун также вспомнил, как несколько месяцев назад «Красная поляна» получила предложение заключить дополнительное соглашение. По его условиям в случае выявления нарушений сроков строительства объекты могли быть переданы федеральным властям безвозмездно. Аналогичные предложения получили и другие олимпийские девелоперы. Впрочем, новый договор так и не был подписан - «Красная поляна» ответила отказом на инициативу «Олимпстроя». Предлагаемые условия допсоглашения Каплун раскрывать отказался.
По словам источника во Внешэкономбанке, у крупнейших олимпийских ответственных исполнителей по состоянию на 1 мая есть существенные просрочки. «Роза Хутор» Владимира Потанина, занявшая в ВЭБе на сочинскую стройку более 50 млрд рублей, отстает на 7,5 месяца по части возведения одноименного горнолыжного курорта, а риск срыва сроков стройки оценивается как «высокий».
«РогСибАл» Олега Дерипаски, кредит которой в ВЭБе составляет порядка 18 млрд рублей, также работает с опозданиями. В частности, высок риск срыва сроков по стройке канализации и инженерной защиты объектов олимпийской деревни: отставание по этому направлению составляет семь месяцев. Отставания в районе 1–2 месяцев есть и по ряду корпусов комплекса зданий для размещения олимпийской семьи.
«Все стороны заинтересованы в успешном завершении проекта. Преждевременно комментировать инициативы, которые обсуждаются и еще не были озвучены официально», - заявили в пресс-службе «РогСибАла». В компании добавили, что «отставание - это нормально для проектов такого масштаба, когда над объектом работает целый ряд независимых организаций: смещение графика одной стороны означает срывы у другой».
По словам представителя структуры Дерипаски, отставание по комплексу Олимпийской семьи крайне незначительное: другие исполнители поздно убрали очистные сооружения со строительной площадки. Вместе с тем инженерная защита олимпийской деревни, по данным «Известий», находится в зоне ответственности ГК «Олимпстрой». Просрочки будут ликвидированы, уверены в «РогСибАле». Представители «Розы Хутор» не смогли оперативно ответить на вопросы.
Представитель Дмитрия Козака добавил, что «изъятие - это крайняя мера, в первую очередь речь идет о штрафных санкциях и выполнении взятых на себя договорных обязательств как по срокам, так по стоимости и качеству». К какому исполнителю сейчас больше всего претензий, не раскрывается.
«На сегодняшний момент речи ни о каких массовых нарушениях не идет», - добавил источник, пишут «Известия».