Такая схема консолидации выбрана для московских аэропортов с целью решить проблемы финансирования аэродромных комплексов, пишет «Коммерсантъ».
Компания с уставным капиталом 200 млрд рублей сможет привлекать банковское финансирование под развитие инфраструктуры аэропортов, а в перспективе - частных инвесторов. Юристы и эксперты считают проект реалистичным, но невыгодным для Домодедово.
Напомним, во вторник в Минтрансе прошло совещание по развитию аэропортов московского авиаузла. Совещание провели экс-министр транспорта, советник президента РФ Игорь Левитин и действующий замминистра транспорта Олег Белозеров; присутствовали чиновники Росавиации, которые по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова искали варианты механизмов финансирования модернизации и строительства взлетно-посадочных полос, принадлежащих государству, а также представители Шереметьево, Внуково и Домодедово.
Выбранную на совещании схему Минтранс планирует предоставить Игорю Шувалову. Она предусматривает создание нового акционерного общества, куда государство внесет все свое имущество в московских аэропортах. Это взлетно-посадочные полосы и перроны трех аэропортов и госпакеты Шереметьево (83% акций) и Внуково (74,7% - в ОАО «Внуково» и 25% - в ОАО «Международный аэропорт Внуково»). Домодедово, уточняет один из собеседников «Коммерсанта», сможет по-прежнему арендовать свои полосы и перроны.
По оценкам участников совещания, размер уставного капитала новой компании составит около 200 млрд рублей, из которых в 110 миллиардов оценивается аэродромная инфраструктура. Идеологи схемы считают, что госкомпания подобного масштаба может легко привлечь кредиты для развития инфраструктуры, на которое не хватает денег в бюджете. В перспективе не исключено привлечение частного инвестора, причем, как говорят в правительстве, это может быть и компания с иностранным капиталом.
Ранее сообщалось, что 3 мая, кроме схемы консолидации рабочая группа Минтранса рассматривала варианты строительства и модернизации полос на условиях концессий. Однако чиновники признавали, что успешных вариантов концессий по взлетно-посадочным полосам в мире всего два - в Китае и Колумбии.
Теперь, говорят участники совещания, идея с концессиями отошла далеко на второй план. От официальных комментариев в Минтрансе и аэропортах отказались, однако источники газеты, знакомые с позицией руководства Шереметьево и частных акционеров Внуково, утверждают, что они проект Минтранса поддерживают.
Для реализации утвержденного плана требуется корректировка действующего указа президента от 1993 года N2284, в котором в список не подлежащих приватизации объектов входят аэродромы федерального значения. А для этого необходим новый указ президента, который исключит из списка аэродромы Внуково, Шереметьево и Домодедово. По словам управляющего партнера коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Дмитрия Чернякова, этого вполне достаточно. Ограничений для последующего привлечения частных инвесторов в новую компанию законодательство не предусматривает, уточняет юрист, «если только власти не примут решения об ином».
По словам собеседников «Ъ», до 1 июня будет проработана юридическая и финансовая база для реализации утвержденной схемы, а затем ее передадут на рассмотрение Игорю Шувалову. Официально транспорт вошел в сферу ответственности нового вице-премьера Аркадия Дворковича.
Но источники издания в правительстве утверждают, что историю с московскими аэропортами продолжит курировать Игорь Шувалов, который намерен довести ее до логического завершения. По оптимистичному сценарию, добавляют источники, все процедуры можно завершить к середине июля.