Это показали дискуссии на открывшемся во вторник в Вашингтоне международном космическом симпозиуме, в котором принял участие глава Роскосмоса Владимир Поповкин.
Рассказав участникам форума о российских космических проектах, он отметил, что в перспективе они предусматривают комплексное освоение Луны, в том числе создание на ней обитаемых баз.
«Речь не идет о достижениях человечества 40 лет назад, – подчеркнул Поповкин. – Речь идет о создании постоянных баз на Луне».
Представители космических агентств стран Европы и Японии подтвердили заинтересованность в международном сотрудничестве в этом направлении.
«Мы рассматриваем Луну как следующую цель исследований человеком космического пространства», – заявил помощник директора японского космического ведомства Юичи Ямаура, передает ИТАР-ТАСС.
В свою очередь глава Европейского космического агентства Жан-Клод Дорден сообщил, что первые запуски по программе «ЭкзоМарс», в которую вместо США вошла Россия, по-прежнему запланированы на 2016 год, хотя для ее осуществления необходимо изыскать еще 350 млн евро. В целом программа ЕКА, для которой Роскосмос предоставит ракеты- носители «Протон» и научную аппаратуру, оценивается в 1,2 млрд евро.
Ее цель – исследование Красной планеты с помощью орбитальных автоматических аппаратов и высадка на ее поверхность марсохода для взятия образцов грунта.
В начале года Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США объявило, что отказывается от двух совместных с ЕКА проектов изучения Марса и ограничится запуском к нему лишь одного собственного спутника в 2018 году. Причина – сокращение бюджета NASA в следующем финансовом году на 0,3%.
Кстати, директор этого ведомства Чарльз Болден во вторник отсутствовал на конференции, которая проводилась в Вашингтоне в двух шагах от штаб-квартиры NASA. Правда, у него была уважительная причина: он находился на космодроме на мысе Канаверал в штате Флорида, откуда во вторник впервые стартовал к Международной космической станции частный космический корабль Dragon.
К разочарованию участников, на симпозиуме не было и представителей Китая. В то же время главы ряда космических агентств подтвердили готовность расширять сотрудничество с КНР. «Мы все «за», – сказал Поповкин.
«Нам надо вести диалог с Китаем», – согласился с ним руководитель космического ведомства Канады Стив Маклин, побывавший недавно с визитом в Пекине. Он признался, что китайская космическая программа произвела на него сильное впечатление.