Эксперты считают, что отвечать за трагедию должны семь человек - четыре руководителя компании «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), погибший капитан самой буровой, капитан ледокола «Магадан», тянувшего «Кольскую», и представитель судовладельца ледокола. В Ространснадзоре считают, что они грубо нарушили требования безопасности и буксировки платформы, а моряков могли спасти, если бы вовремя подали сигнал бедствия.
Ространснадзор передал следствию заключение экспертов ведомства о причинах трагедии в Охотском море 18 декабря 2011 года. В документе содержатся подробная хронология и анализ причин крушения «Кольской».
По данным экспертов, буксировать «Кольскую» планировалось вдоль западного побережья полуострова Камчатка и Курильских островов на расстоянии 70–100 миль от берега. Однако, по показаниям выжившего старпома капитана «Кольская» Игоря Сухомлина, ответственный за буксировку Михаил Терсин самостоятельно изменил маршрут из-за непогоды. Уходя от одного шторма, платформа попала в другой.
«14 декабря 2011 года экипаж «Кольской» получил метеосводку о приближении 17 декабря в новом районе шторма, но они были далеко от берега, поэтому спрятаться уже не могли», - рассказал источник в Ространснадзоре.
По правилам буксировки, за шесть часов до начала шторма, платформе должны были придать дополнительную устойчивость - опустить в воду опорные колонны. Экипаж этого также не сделал.
17 декабря 2011 года в 15.45 ледокол «Магадан» и буксир «Нефтегаз-55», тянувшие «Кольскую», увеличили длину тросов на 900 и 850 м, чтобы уменьшить качку. В 18 часов вечера с «Кольской» шторм смыл спасательные шлюпки. Мощности ледокола и буксира для удержания в равновесии платформы уже не хватало.
В 22.20 Терсин попытался связаться с гендиректором АМНГР Юрием Мелеховым, чтобы доложить ему о ситуации, но тот был недоступен. На связь вышел замдиректора компании Борис Лихван, но внятных указаний он так и не дал.
В 22.47 Терсин доложил о ситуации в Морской спасательный центр Южно-Сахалинска и попросил прислать более мощный буксир. Ближайшее такое судно «Смит Сахалин» находилось в 212 милях от «Кольской», но его владельцы отказались идти на помощь, потому что от платформы не было сигнала бедствия.
#{interviewsociety}Спасатели рекомендовали Лихвану подать сигнал бедствия, но он сказал, что нет оснований для беспокойства. В полночь такой же ответ пришел и от Терсина.
По мнению экспертов Ространснадзора, руководство АМНГР опасалось того, что дополнительная помощь стоит серьезных денег, поэтому надеялось решить проблему самостоятельно.
В это время на «Кольской» уже трижды вырубалось электричество, а в корпусе началась течь. В 4.40 утра 18 декабря вода уже заливала жилые помещения. Насосы с откачкой воды не справлялись, и команда черпала ее ведрами.
Еще через час волны выбили иллюминаторы в столовой, их заделали досками. Терсин получил первый внятный приказ от руководства АМНГР - опустить опорные колонны. Сделать это было уже невозможно.
В 9.20 руководителем спасательной операции был назначен Терсин. В 9.24 «Кольская» подала сигнал бедствия. Экипаж стал готовиться к эвакуации - люди надевали гидрокостюмы и спасательные жилеты. Из-за поломки двигателя буксир «Нефтегаз-55» не смог подойти сразу. Лишь в полдень он пошел на сближение с платформой. В 12.35 у одного из членов экипажа «Кольской» не выдержали нервы, и он прыгнул за борт. Буксир стал маневрировать, чтобы спасти человека. Из-за этой задержки буксир не смог пришвартоваться к платформе. В 12.45 «Кольская» опрокинулась набок и ушла на дно.
Из воды достали живыми только 14 человек.
Проведя расследование трагедии, эксперты Ространснадзора выяснили, что платформа вышла в свой последний рейс неподготовленной.
«Буксировка платформы зимой возможна только при наличии спецразрешения на разовый перегон, но гендиректор АМНГР Мелехов и его заместители не организовали освидетельствования судна для получения разрешения на разовый перегон и все равно приняли решение о буксировке», - рассказывает источник в Ространснадзоре.
По данным экспертов, руководство АМНГР нарушило и инструкцию по безопасности, не эвакуировав лишних людей с платформы - вместо положенных 20 человек, на борту находились 67.Ответственным за буксировку назначили Терсина, у которого на тот момент даже не было действующего диплома капитана. Координировать его действия с берега должен был замдиректора АМНГР Василий Васецкий, однако вплоть до затопления платформы он находился за пределами России. Вместо него на берегу остался другой замдиректора Борис Лихван. Однако он также самоустранился от этой ситуации.
Погибшим Михаилу Терсину и капитану платформы Сергею Данилову эксперты ставят в вину то, что они отклонились от утвержденного маршрута и не обеспечили безопасность экипажа. Обо всех отклонениях от заданного маршрута должен был докладывать капитан ледокола «Магадан» Роман Могилян, но и он этого не делал.
Также выяснилось, что из договора на буксировку «Кольской» между АМНГР и собственником ледокола «Магадан» были исключены все пункты о безопасности.
По мнению экспертов ведомства, отвечать за аварию должны руководители АМНГР Юрий Мелехов, Борис Лихван, Василий Васецкий, Михаил Терсин, а также капитан буровой «Кольская» Cергей Данилов, капитан ледокола «Магадан» Роман Могилян и представитель судовладельца ледокола Владимир Корчанов. Михаил Терсин и Сергей Данилов погибли.
Оставшимся в живых могут предъявить обвинения по статьям 293 («Халатность»), 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта»).
В АМНГР не смогли оперативно прокомментировать ситуацию, пишут «Известия».