В час, когда должно было состояться открытие, здание проверяли кинологи с собаками из-за звонка о заложенной бомбе.
Замначальника полиции УМВД по городу по охране общественного порядка Александр Папанов сообщил собравшимся, среди которых были как протестующие, так и желающие попасть на выставку, что мероприятия не будет. Это объявление протестующие встретили аплодисментами, передает «Интерфакс».
Он также рассказал, что полиция задержала граждан, устроивших несанкционированную акцию против выставки. «Более 150 человек пришли выразить негативную позицию против Гельмана. Также было около 50 зевак. 10 человек было задержано за несанкционированное участие в мероприятии по ст. 20.2 КоАП РФ», – сказал представитель ведомства. Выразить свое возмущение пришли представители казачества, православной общественности, а также члены ЛДПР, КПРФ и ряда организаций националистического толка, сообщает Yuga.ru.
На месте проводился сбор подписей против «гельманизации Кубани», причем одна из представительниц православной общественности попыталась взять подпись у самого Гельмана.
Группа казаков заблокировала вход в выставочный зал, не давая зрителям пройти на выставку. Одним из протестующих был избит журналист «Новой газеты» Евгений Титов.
В пресс-службе администрации Краснодара сообщили, что заявление на проведение пикета возле выставочного зала в момент открытия выставки подавала «гражданка Шабалина и группа граждан». В администрации им предложили провести мероприятие в Чистяковской роще (там в последнее время проводятся санкционированные акции), но ответа от них не последовало.
Выставка Icons под кураторством Гельмана должна была работать в рамках проекта «Ночь музеев» с 15 мая по 6 июня в краевом выставочном зале.
Еще до открытия выставки появились протесты со стороны некоторых деятелей РПЦ, представителей казачества и общественности Кубани против нее и создания Центра современного искусства под кураторством Гельмана.
В то же время глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин был не столь резок в своих оценках. «Мне показывали работы, предназначенные для выставки Icons. Некоторые авторы – верующие люди и точно не кощунники. Некоторые – атеисты, но в большинстве их работ ничего богопротивного я не усмотрел. Есть работы, показавшиеся мне спорными, но было бы хорошо, чтобы их авторы объяснили, что они имели в виду. Ничего принципиально дурного в самой идее этой выставки не вижу», – заявил он.
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев считает, что городу нужны современные выставки и имена. После появления протестов от РПЦ он заявил, что договорился с Гельманом, что на Icons не будет экспонатов, оскорбительных для верующих.
Сам Марат Гельман* в интервью газете ВЗГЛЯД назвал сведения, приведенные в письме епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла с призывом запретить выставку, ложными и заявил о готовности доказать это в суде. «Во-первых, меня обвиняют в глумлении над ветеранами Великой Отечественной войны, что мне особенно неприятно. Это ложь – никакого глумления над ветеранами не было. Во-вторых, там упоминаются некие работы, направленные против патриарха Кирилла, но в действительности я не выставлял вообще никаких работ, посвященных патриарху. В-третьих, говорится о каких-то многотысячных митингах против меня – этого тоже не было, это чистейшая фантазия», – сказал галерист.
«Я буду требовать опровержения. То есть мы пошлем на сайты, растиражировавшие этот текст, уведомление о том, что это неправда, с просьбой о том, чтобы они написали опровержение. А вот если они этого не сделают, то тогда мы уже обратимся в суд», – отметил Гельман.
«Идея ведь как возникла? Когда я первый раз приехал в Краснодар и стал разговаривать с разными людьми о перспективах создания центра современного искусства, мне все отвечали – да, хорошо, классно, давай делать, только давай не будем трогать религиозную тему, – рассказывал он. – А я напомнил о том, что до конца XVI века в России вообще не было светского искусства, все искусство было религиозным. Поэтому, сказал я, мы не можем изъять искусство из религиозного контекста. И предложил сделать такой вот проект. И все согласились, решение было принято совместно с губернатором. Можно было начать с какой-то другой выставки, но решили начать именно с этой, поскольку она могла бы позволить перейти к нормальному диалогу. Но разговор по существу, видимо, не входит в планы тех людей, которые призывают к запрету. Они в принципе не дают художнику права на высказывание. Хотя ясно, что это не позиция РПЦ в целом. Была же, например, выставка «Двоесловие», которую делал отец Максим Козлов».
* Признан(а) в РФ иностранным агентом