Этот документ призван заменить действующий одноименный закон от 1995 года, со времени принятия которого были «значительно обновлены законодательные акты», связанные с данной сферой.
Проект закона устраняет «пробелы правового регулирования в части отражения специфики формирования, размещения и выполнения ГОЗ». Эта специфика объясняется, прежде всего, «ограниченной оборотоспособностью и унификацией продукции военного назначения, особенностями ОПК как отрасли экономики».
С учетом «значимости публичного интереса в обеспечении национальной обороны и безопасности» в тексте «определены особенности размещения гособоронзаказа, основные принципы и методы госрегулирования цен на продукцию, поставляемую по нему». Основная цель – «эффективное использование бюджетных средств и создание оптимальных условий для рационального размещения и своевременного исполнения ГОЗ при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и исполнителей».
Документом уточняется круг государственных заказчиков, установлены основные обязанности исполнителей ГОЗ для повышения их ответственности за обеспечение эффективного размещения и выполнения заказа. Предусмотрены антимонопольные требования, применяемые к исполнителям заказа, в целях контроля за изменением (повышением) цен на комплектующие изделия, сырье и материалы.
По мнению разработчиков, принятие будущего закона позволит установить нормы, которые повысят эффективность планирования при формировании ГОЗ за счет возможности взаимодействия заказчика и головных исполнителей. Также будут уточнены и четко разграничены полномочия федеральных органов исполнительной власти и организаций в области ценообразования на продукцию по ГОЗ.
Законопроект закрепит «установление сроков размещения заданий оборонного заказа, что позволит наладить ритмичную с начала очередного года работу предприятий оборонно- промышленного комплекса и снять социальную напряженность в отдельных регионах». Кроме того, устанавливается «конкретная ответственность должностных лиц госзаказчиков за срыв сроков размещения ГОЗ, а также за нарушение норм и правил государственного регулирования цен на оборонную продукцию».
Одновременно предусмотрены «меры стимулирующего характера по обеспечению выполнения ГОЗ, в том числе по предельному уровню прибыли при расчете цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и размеру авансовых платежей по госконтракту не более объема финансирования контракта в текущем финансовом году».
Согласно пояснительным материалам, «реализация законопроекта не потребует дополнительных ассигнований из средств федерального бюджета».
#{weapon}Как заявил журналистам первый зампредседателя думского комитета по обороне Сергей Жигарев, депутаты рассчитывают после проведения необходимых консультаций и слушаний со всеми заинтересованными сторонами, которые помогут устранить все недоработки документа, принять проект закона в окончательном чтении к октябрю-ноябрю текущего года.
«Мы должны принять закон до конца года, чтобы к следующему финансовому году уже не было никаких вопросов», - сказал он.
«После вступления в силу закон четко определит правила взаимодействия заказчика и исполнителя, - надеется парламентарий. - Он не оставит почвы для споров между Минобороны и промышленными предприятиями».
«В документе будет четко выработана формула цены как для заказчика, так и для исполнителя и будут предусмотрены все возможные формы контрактов», - подчеркнул Жигарев.
В то же время в профильном комитете обратили внимание на целый ряд недочетов законопроекта. Например, по мнению депутатов, он «не предусматривает правовые механизмы управления государственной программой вооружения, государственным оборонным заказом и отдельными проектами, контрактами».
«В законопроекте отсутствуют юридические критерии, параметры и механизмы оценки результативности формирования и выполнения ГОЗ и его эффективности», - говорится в заключении комитета.
А в думском комитете по промышленности считают, что существует ряд принципиальных вопросов, которые необходимо решить новым законом о гособоронзаказе, и первый из них - формирование себестоимости затрат.
«Сегодня сложилась благоприятная ситуация для того, чтобы четко определить предельные сроки заключения договоров, элементы, входящие в структуру цены, ведь, например, такие вещи, как логистика, страхование ложатся негативным бременем на плечи предприятий», - отметил первый зампред комитета по промышленности Владимир Гутенев.
Вместе с тем он обратил внимание, что разработчики законопроекта «О государственном оборонном заказе» «озаботились определением предельной нормы рентабельности, а об определении минимальной нормы рентабельности в документе речи не идет».
«Считаю необходимым прописать то, о чем неоднократно говорил президент РФ Владимир Путин: порог рентабельности не должен быть ниже 15% от полной себестоимости продукции», - подчеркнул первый зампред комитета-соисполнителя.
Депутат убежден, что концепцию проекта закона о ГОЗ нужно поддержать, но ко второму чтению правительственную редакцию необходимо дополнить «реальной фактурой». Кроме того, по мнению Гутенева, необходимо увязать законопроект «О государственном оборонном заказе» с проектом закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», поскольку оба они являются рамочными, передает ИТАР-ТАСС.