Часть погранзастав будет располагаться рядом с 9 спасательными центрами МЧС и Минтранса, которые планируется открыть в рамках развития Севморпути. Остальные – на труднодоступных островах. Сейчас, по данным экспертов, арктическая граница России изобилует «дырами», рассказал Проничев «Известиям».
«Российское северное стратегическое направление оголено в воздушном отношении. В серединной части Севморпути порядка 2,5 тыс. км вообще не контролируется радиолокационными средствами. Порядка 40 советских радиолокационных постов, которые создавали поле наблюдения с нижней границей, доходящей до 300–400 метров, в 90-е и 2000-е годы были разрушены», – отметил ранее первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Он напомнил, что протяженность Севморпути составляет около 6 тыс. км, поэтому каждой погранзаставе придется контролировать около 300 км.
«Такое количество погранзастав может обеспечить пограничную безопасность страны только при условии необходимого количества современной техники и напряженной работе пограничников», – пояснил Сивков.
Как рассказал Проничев, создание 20 пограничных пунктов предусмотрено в федеральной целевой программе «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)». На каждой из 20 застав будут дежурить 15–20 пограничников, которые будут контролировать обстановку в Арктике и оказывать помощь гибнущим в арктических водах и льдах.
«На первый взгляд кажется, что в Арктике никого нет и никто не может нарушить границу, но это не так. К примеру, за последние три года мы трижды обнаруживали иностранные яхты с горе-туристами, которые, никого не предупредив, без подготовки, двигались по Севморпути. При этом каждый раз горе-путешественники попадали в сложную ситуацию, и нам приходилось их сначала спасать, затрачивая огромные усилия, а потом штрафовать», – отметил Проничев.
По его словам, порядку в Арктике угрожают не только нелегальные туристы, но и научные экспедиции, которые без необходимых разрешений и документов ведут разведку арктических запасов. На Дальнем Востоке и Баренцевом море в арктических широтах встречаются и браконьеры.
#{weapon}Поскольку транспортная инфраструктура на Крайнем Севере развита плохо, до прибытия МЧС спасать людей часто приходится пограничникам. Чтобы повысить их эффективность, Пограничная служба ФСБ планирует организовать подготовку своих сотрудников в учебных центрах МЧС – по 20–25 человек в год.
Предполагается, что каждый арктический пограничник на новых станциях будет универсальным специалистом, умеющим не только искать и спасать людей, но и обеспечивать работу электростанций, систем хранения топлива, водоснабжения, связи, компьютерных систем станции, поддерживать взлетно-посадочную полосу.
Строить арктические заставы будут из модульных конструкций по индивидуальному проекту.
«Мы будем учитывать особенности – где находится застава, на чем туда можно добраться. В порту Тикси, где есть инфраструктура, будет одна конструкция, на острове Врангеля, Среднем острове – уже другая», – пояснил Проничев.
Для получения тепла и энергии на отдаленных заставах планируется использовать ветрогенераторы и солнечные батареи. Такой подход призван защитить арктические земли от загрязнения – сейчас Арктика буквально завалена бочками из-под солярки, которой топили в советских городках на Новой Земле и на других арктических островах.
Передвигаться по Арктике пограничники планируют не только на традиционных снегоходах и гусеничных вездеходах, но и на такой экзотической технике, как дирижабли и экранопланы – их производство планируется развернуть в Петрозаводске.
Связь с материком будет обеспечивать спутниковая система «Арктика», которую должны создать к 2014 году. Развитие транспортных, логистических, добывающих и спасательных центров в Арктике обсуждали на прошлой неделе на международной конференции в Мурманске с участием России, США, Дании, Норвегии, Исландии, Швеции и Канады под предводительством секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева.
Перед началом конференции ее участники ознакомились с первой в мире арктической погранзаставой «Нагурское», расположенной на Земле Франца-Иосифа. Сейчас МЧС разместило на заставе Нагурское контейнеры, в которых есть все необходимое оборудование, чтобы пограничники могли начать оказывать помощь пострадавшим или искать пропавших людей до прибытия вертолета МЧС, отметил главный пограничник страны.