Видеозаписи следствию предоставили выжившие буровики «Кольской», а также моряки с ледокола «Магадан» и «Нефтегаз-55». В распоряжение «Известиий» также попали кадры, сделанные за час до трагедии.
«Это видео было сделано 18 декабря, сразу после сигнала SOS, который был подан в 9 часов 10 минут, - рассказывает Наталья Дмитриева, дочь капитана «Кольской» Михаила Терсина. - Буровики до самого последнего момента верили, что рейс закончится удачно, поэтому снимали все происходящее вокруг, вплоть до переворота платформы».
На видео запечатлена начальная стадия спасательной операции на «Кольской»: после сигнала тревоги капитан приказал всем буровикам и членам экипажа собраться в столовой и надеть гидрокостюмы. Буровики веселятся и шутят. Один из них - Виталий Перков, проживший несколько лет в США, машет в камеру рукой, словно хочет передать привет родственникам.
«Американец всегда всем доволен, - говорит оператор. - А мы готовимся к последнему походу. У нас крен. Так что там у нас на улице творится ж...а».
В объективе камеры появляется иллюминатор, по которому бьют волны. А за кадром слышится голос кого-то из буровиков: «Паспорт взял, все взял». Затем в кадре вновь появляются лица буровиков. Все спокойны, слышится смех.
«В тот момент люди еще думали, что за ними уже летят вертолеты, - объясняет «Известиям» Наталья Дмитриева. - Если бы они знали правду, то сразу бы начали эвакуацию. Несмотря на то, что шлюпки на «Кольской» были смыты волнами, там еще оставались плоты. У ребят были все шансы спастись».
По словам Дмитриевой, эвакуация должна была проходить по следующему сценарию: буксир «Нефтегаз-55» должен был вставать по ветру за «Кольской», чтобы люди могли добраться до него на плотах.
«В радиообмене, который вел мой отец и запись которого у меня имеется, обсуждается именно такой вариант, - рассказывает Наталья. - Когда стало понятно, что никаких вертолетов не будет, все пошли наверх, к плотам. Однако отвязать их не успели - «Кольская» начала переворачиваться, и люди стали прыгать в воду».
Елена Богуш, жена старшего механика по буровому оборудованию платформы «Кольская» Ильи Карташова, рассказывает, что ее муж даже гидрокостюм не надевал.
«Сергей, выживший механик с Сахалина, до последнего момента был рядом с моим мужем, - рассказывает Елена. - Он мне рассказал, что они шутили и смеялись, а Илья даже гидрокостюм не надевал вначале, говорил: «Скоро вертолет прилетит».
По словам Елены, ее муж облачился в гидрокостюм только после того, как стало понятно, что вертолета не будет и придется эвакуироваться на плотах.
«Отвязать плоты не успели, поэтому людям пришлось прыгать в воду с высоты 20 м», - рассказывает Елена.
Морской эксперт Михаил Войтенко согласен с мнением родственников.
«Люди потеряли время. Эвакуация вертолетами в тот момент была невозможна: на море был шторм, а до базы - далеко, - объясняет Войтенко. - Капитану «Кольской» необходимо было сразу начать эвакуацию людей на «Нефтегаз-55».
Буровая платформа «Кольская» затонула 18 декабря 2011 года во время сильного шторма в Охотском море. Из 67 членов экипажа, находившихся на борту, удалось спасти только 14 человек.