С помощью этих денег производители авиационных компонентов должны выйти на мировой уровень и начать поставлять свою продукцию крупнейшим иностранным компаниям. Среди других ключевых задач – увеличение доли на мировом рынке самолетостроения до 10%, в вертолетном производстве – до 30%. Документ должен быть утвержден в апреле 2012 года.
В декабре 2012 года Минпромторг представил на согласование в профильные ведомства новый вариант госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» на период 2012–2025 годов, пишет «Коммерсантъ».
Документ должен был быть представлен в правительство еще год назад – в апреле 2011 года, но тогда Минпромторг подготовил лишь концепцию. Она не устроила правительство из-за отсутствия программных мероприятий и несоответствия предлагаемых объемов финансирования бюджету 2012–2013 годов. В итоге прошлым летом правительство поручило доработать госпрограмму и представить ее в первой половине 2012 года. Подготовленный документ, подписанный 8 декабря 2011 года замминистра промышленности Денисом Мантуровым (сейчас и. о. министра), описывает основные задачи развития авиационной отрасли до 2025 года. Среди них достижение 10% мирового рынка продаж гражданского самолетостроения, 27–30% – в вертолетостроении и доведение доли отечественных комплектаторов к 2020–2025 годам до уровня не менее 70% в стоимости комплектации российских самолетов. 10-процентный порог объемов продаж мирового рынка позволяет перейти от режима медленного сокращения активов отрасли к ее устойчивому развитию, поясняется в документе.
Достижение остальных показателей позволит России стать «третьим центром силы мировой авиационной промышленности (наряду с США и ЕС)». Текущее же состояние отрасли Минпром характеризует технологическим отставанием на полтора поколения от уровня ведущих стран-производителей, неспособностью авиационных предприятий решать необходимые для поддержания конкурентоспособности отрасли крупные, комплексные, длительные задачи и т. д. Программа поделена на подотрасли. Их семь: самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, авиаприборостроение, авиаагрегатостроение, наука и технологии, автоматические летательные аппараты. В самолетостроении разработчики документа предлагают сделать ставку на развитие гражданской авиации. Это объясняется тем, что, во-первых, производство военных самолетов в стране функционирует более или менее эффективно, а во-вторых, спрос на гражданские самолеты выше, что радикально удешевляет себестоимость комплектующих, в том числе и двойного назначения.
Кроме того, развитие программ гражданских самолетов можно финансировать за счет продажи военной техники. Что касается продукции, то приоритет будет отдан самолетам Sukhoi SuperJet и МС-21, но они могут занять лишь 6,6% целевой доли мирового рынка. Для увеличения этой доли Минпром намерен запустить программу «Самолет-2020», в рамках которой будут создаваться новые продукты, включая самолеты малой авиации. Перспективы программ Ил-96, Ту-204СМ, Ан-148 описаны нечетко: в документе лишь отмечается, что этим программам требуется выстроить эффективную систему послепродажного обслуживания. Но в приложении к документу с указанием ежегодного объема финансирования говорится, что на МС-21 и SSJ государство готово до 2015 года ежегодно тратить на каждый 1,5–10 млрд рублей, в то время как на реализацию текущих проектов (Ту-204СМ и Бе-200) планируется тратить по 37 млн рублей в 2012–2013 годах, после чего закончить господдержку проектов.
В вертолетостроении есть ряд проблем, которые «представляют угрозу для отрасли», признают в Минпромторге. Рыночные позиции созданного в 2007 году ОАО «Вертолеты России» укрепились, «позволив ему в 2011 году занять 17% мирового рынка по объему продаж вертолетной техники», однако продукция компании «характеризуется низкой ценой и средним уровнем качества, что не позволяет обеспечить ее массовую рыночную конкурентоспособность». Помимо повышения качества, к 2016 году отрасль должна наконец создать новый легкий вертолет (2,5–4,5 т), завершить работы по созданию центров по производству отдельных компонентов и центров послепродажного обслуживания техники на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке.
С 2016-го по 2020 год должны начаться массовый вывод на рынок гражданских вертолетов Ми-38, Ка-62, Ми-171А2 и разработка перспективной вертолетной техники, среди которой скоростной вертолет (с крейсерской скоростью до 350–450 км/ч, у обычного Ми-8 – около 230 км/ч).
При этом в программе указывается, что к 2016 году ОАО «Вертолеты России» должно стать публичной компанией (в 2011 году IPO компании было отменено), однако в приложении с финансовыми расчетами никаких доходов от продажи части акций основного игрока на этом рынке ни в одном из периодов не указано. Впрочем, и в других подотраслях доходов от проведения IPO также не предусматривается.